Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 92 « Парус» города Калуги
МБДОУ № 92 «Парус» г.Калуги
Принята на заседании
педагогического совета МБДОУ № 92
«Парус» г. Калуги
протокол № 1
от «30 » августа 2024 г.
Утверждена
Приказом № 126- од
От 04.09. 2024 года
по МБДОУ № 92
Дополнительная образовательная развивающая программа физкультурно
спортивной направленности «Основы баскетбола»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Калуга, 2024
Разработчик программы:
Титова Элла Владимировна,
инструктор по физической культуре,
первая квалификационная категория.
Программа проверена:
Авериной Анной Алексеевной
заместителем заведующего
по воспитательной работе
МБДОУ № 92 «Парус» г. Калуги,
направлена на рассмотрение
педагогического совета
26 АВГУСТА 2024 года.
2
Содержание структурных компонентов дополнительной общеразвивающей программы
(ДОП).
№ п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3
2.
2.1.
2.2.
2.3
3.
4.
Наименование раздела
Комплекс основных характеристик программы.
Пояснительная записка (общая характеристика программы).
Цель и задачи ДОП.
Содержание ДОП.
Комплекс организационно-педагогических условий.
Условия реализации ДОП – материально-техническое обеспечение,
информационное обеспечение, кадровое обеспечение.
Формы педагогической диагностики (мониторинга).
Методические материалы – методическое обеспечение программы.
Список литературы.
Приложения.
Страница
3
6
6
8
9
10
10
11
1. Комплекс основных характеристик программы.
Здоровье – это самая главная ценность человека. В дошкольном возрасте
закладывается фундамент здоровья ребенка, его физическое развитие, культура
движений.
1.1.Пояснительная записка (общая характеристика программы).
Приобщение к спорту с раннего детства
дает человеку физическую закалку,
воспитывает ловкость, четкость и быстроту реакции, повышает активность, развивает
чувство коллективизма, что является необходимой чертой в облике каждого человека.
Из-за отдалённости микрорайона от спортивных школ и центров города, отсутствия ФОКов
в микрорайоне, невозможности родителей обеспечить дополнительное образование детей
по физическому развитию , по запросам родителей воспитанников появилась
необходимость дополнительного образования в кружках ДОУ.
«Мини-баскетбол» - это игра, изобретенная для физического развития детей. Она
доступна и не требует специального инвентаря, а главное очень нравится детям.
В программе «Основы баскетбола» особое внимание обращается на возникновение и
поддержания у детей в процессе игры в баскетбол положительных эмоций, чувства
"мышечной радости"; обогащение двигательной активности детей,
делают ее
разносторонней, отвечающей индивидуальному опыту и интересу детей. Однако, эта
программа предусматривает обучение детей в рамках непосредственно образовательной
деятельности. Время для данного вида физической деятельности очень сложно определить в
образовательном процессе. Поэтому актуальна программа дополнительного образования с
учетом возраста детей и их физиологических особенностей. Занятия по баскетболу
позволяют дать детям определенное количество подготовительных упражнений, с
тщательной отработкой элементов спортивной игры. Программа учитывает психологические
особенности дошкольного возраста, то есть дошкольнику надо, чтобы сначала баскетбол ему
понравился, затем он скажет "хочу".
Большая часть упражнений на занятии выполняется в парах, тройках. Таким образом,
идет процесс взаимного обучения, где менее подготовленные дети перенимают
двигательный опыт у более подготовленных и способных детей. Целенаправленно, изменяя
состав пар, троек, пятерок, достигается более высокий уровень обучения.
Упражнения и игры с мячом совершенствуют навыки основных движений детей,
3
развивают крупные и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев
и кистей. Они способствуют развитию точности, координации движений,улучшению
двигательной реакции детей, воспитывают выдержку, уверенность и решительность.
Программа физкультурно-спортивной направленности «Основы баскетбола»(далее
Программа) разработана на основе:
• «Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (Приказы Минпросвещения РФ от
05.09.2019 № 470, от 30.09.2020 г. №533);
• Устава МБДОУ.
• Образовательной программы МБДОУ № 92 «Парус».
Программа разработана на основе следующих методических пособий и программ: Э.Й.
Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников» Москва, Просвещение,1983 г., Э.Й.
Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду» Москва,
Просвещение,1992г., В.Г. В.П. Гришин, Н.Ф.Осипов «Малыши открывают спорт»
Москва, Педагогика,1978, А.В.Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина «Физическая
подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе» Москва, Просвещение, 1980г., Л.Н.
Волошина «Играйте на здоровье «Программа и технология физического воспитания
детей 5-7 лет., Москва, АРКТИ,2004г., а также личного опыта разработчика программы и
интернет-ресурсов с новинками физкультурно-спортивной направленности детей 5-7 лет.
Авторы пособий доказывают, что физическое развитие является важным условием
правильного развития детей. Большое место во всестороннем физическом развитии детей
занимают спортивные упражнения и элементы спортивных игр (баскетбол). Упражнения в
бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости,
ритмичности, согласованности движений. В играх с мячом развиваются физические
качества ребёнка: быстрота, прыгучесть, сила. Упражнения и игры с мячом развивают
крупные и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и
кистей. При ловле и бросании мяча ребёнок действует обеими руками. Это способствует
гармоничному развитию центральной нервной системы и всего организма. В играх с
мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания
положительных нравственно-волевых черт детей.
Эмоциональность, динамичность, разнообразие действий и игровых ситуаций в
спортивных играх привлекают детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют
развитию двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, требующих
выносливости, силы, гибкости.
Программа предназначена для преподавания основ спортивной игры баскетбол в
режиме дополнительного образования. Она предусматривает систематическое и
последовательное обучение.
Для результативного применения программы необходимо соблюдать следующие
условия:
1.Максимальное приближение занятий к игровой деятельности, соответствие их
содержания возможностям и подготовленности детей
2.Оздоровительный характер занятий (подбор упражнений направлен на всестороннее
оздоровление и укрепление организма ребенка)
3.Систематичность и последовательность,
обеспечивающие
взаимосвязь
и
взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному).
Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений, чтобы
дети усваивали знания постепенно.
4.Дополнительные организованные занятия по баскетболу не должны подменять собой
обязательные программные физкультурные занятия в режиме работы ДОУ.
5.Дополнительные занятия по баскетболу должны проводится во второй половине дня с
целью обеспечения для детей полноценного отдыха и возможности восстановить
работоспособность.
4
Все вышеперечисленные условия удовлетворяют запросы родителей (законных
представителей) , которые стремятся развивать детей в данном направлении, но в связи с
отдалённостью микрорайона не имеют возможности посещать спортивные школы.
Программа адресована детям 5-7 лет. В кружок зачисляются все желающие дети по
заявлениям родителей, с учетом группы здоровья ребёнка.
Краткая характеристика возрастных особенностей детей, учитываемых для
успешной реализации программы.
В возрасте 5-6 лет движения детей становятся более координированными. К шести
годам удваивается вес по сравнению с годовалым ребенком, укрепляется мышечная
система, происходит развитие мышц сгибателей.
Двигательная деятельность детей на шестом году жизни становится все более
многообразной. Им доступно овладение сложными видами движений, способами их
выполнения, а также некоторыми элементами техники. Шестилетние дети владеют
различными видами движений на уровне, соответствующем их возрасту, умеют адекватно
реагировать на изменения окружающей обстановки.
Движения детей становятся все более осмысленными, мотивированными и
управляемыми. Дети осознанно упражняются в различных действиях, пытаются ставить
двигательную задачу, выбирая разные способы ее решения. В процессе выполнения
двигательных заданий старшие дошкольники проявляют скоростные, скоростно-силовые
качества, гибкость, ловкость и выносливость.
На шестом году жизни у детей значительно улучшаются показатели ловкости. Они
овладевают более сложными координационными движениями, быстро
приспосабливаются к изменяющимся ситуациям, сохраняют устойчивое положение тела в
различных вариантах игр и упражнений.
К шести годам у детей отмечаются высокие темпы прироста показателей,
характеризующих быстроту движений, и времени двигательной реакции, скорости
однократных движений, частоты повторяющихся движений.
На основе совершенствования разных видов движений и физических качеств у детей
происходит преобразование моторной сферы. Им доступно произвольное регулирование
двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также
осознанное отношение к качеству выполнения упражнений. В результате успешного
достижения цели и преодоления трудностей дети способны получать «мышечную»
радость и удовлетворение. Им свойственен широкий круг специальных знаний, умений
анализировать свои действия, изменять и перестраивать их в зависимости от ситуации и
получаемого результата. Все это содействует увеличению двигательной активности детей,
проявлению их инициативы, выдержки, настойчивости, решительности и смелости. В то
же время у детей на шестом году жизни появляется умение самостоятельно пользоваться
приобретенным двигательным опытом в различных условиях. В возрасте 7 лет рост
костной ткани не завершен, еще много хрящевой ткани. Мышечная ткань растет за счет
утолщения мышечных волокон, но из-за быстрой утомляемости дети не способны к
длительному мышечному напряжению. Длина ног увеличивается более чем в 3 раза, рук –
в 2,5 раза, туловища – 4 раза (по сравнению с новорожденным). Структура легочной ткани
до 7 лет еще не достигает полного развития. Сердце и кровеносная система
приспособлены к росту и развитию организма (сосуды шире, кровь течет свободно),
скорость кровообращения больше, пульс до 90-100 уд/мин.
Нервная система стабилизируется, поведение становится более устойчивым.
Период занятий в кружке с 01 сентября . по 31 мая (9 календарных месяцев).
Объём программы - 36 часов.
1 год обучения - 34 часов в год. + 2 часа мониторинг, согласно комплекснотематического плана.
2 год обучения - 34 часов в год + 2 часа мониторинг, согласно комплекснотематического плана.
Продолжительность одного занятия :
5
- для детей 5-6 лет - 30 минут (с включением физминутки 5 мин), занятия проводятся
один раз в неделю.
- для детей 6-7 лет - 30 минут, занятия проводятся один раз в неделю.
Общее количество занятий в год - 36.
Занятия проводятся в группах одного возраста, в основном в традиционной форме
реализации, в фронтальной или подгрупповой форме обучения.
Режим занятий, периодичность и продолжительность устанавливаются в соответствии с
Постановление Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2 г. Москва об
утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания»
раздел VI Требования к организации образовательного процесса» с учётом возрастных
особенностей и допустимой нагрузки.
1.2.Цель и задачи Программы.
Цель: создание оптимальных условий для воспитания интереса к игре в
баскетбол; укрепление здоровья детей дошкольного возраста путём повышения
физиологической активности органов и систем в сочетании с другими формами и
средствами оздоровления в детском дошкольном образовательном учреждении.
Задачи программы:
1.Укреплять здоровье детей, по средством двигательной активности.
2. Учить детей разнообразным действиям с мячом и применение их в разных игровых
ситуациях.
3.Формировать навыки самостоятельно и коллективно играть с мячом, видеть
площадку, формировать навыки выполнения правил игры в баскетбол.
4.Развивать физические качества: выносливость, скоростно-силовые качества,
быстроту, координацию движений, ориентировку в пространстве.
5. Воспитывать интерес к игровой деятельности, смелость, решительность.
1.3.Содержание Программы.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей
детей в различных видах деятельности и охватывает образовательное направлении физкультурно-спортивное.
Программа «Основы баскетбола» для детей 5-7 лет включает 2 основных раздела:
1.Обучение детей разнообразным действиям с мячом.
2.Обучение правилам игры в баскетбол.
Наибольшее внимание для детей 5-6 лет уделяется 1 направлению - обучению детей
разнообразным действиям с мячом. А на втором году обучения больше внимания уделяется 2
направлению - обучению правилам игры в баскетбол.
Возраст
детей
5-6 лет
Содержание основных дидактических единиц.
Формирование действий с мячом при обучении игре в баскетбол.
1.Освоение техники передачи, ловли, ведения и броска мяча в корзину и
умение применять их в игровой ситуации.
2.Освоение техники перемещения на площадке: стойка баскетболиста,
бег, прыжки, повороты, остановки.
3. Умение владеть мячом; быстро реагировать на сигнал;
4. Передавать мяч двумя руками от груди и ловить его; одной рукой от
плеча.
5. Бросок мяча о стенку и ловить его после отскока;
6 . Навыки ведения мяча на месте и в движении, ловле его после отскока.
6
6-7 лет
Формирование и совершенствование действий с мячом при обучении
игре в баскетбол.
1.Совершенствование
техники передачи, ловли,
ведения и
броска мяча в корзину и умение применять их в игровой ситуации.
2.Формирование навыков техники перемещения на площадке: стойка
баскетболиста, бег, прыжки, повороты, остановки.
3. история возникновения игры в баскетбол ( познавательное развитие).
4. Ведение мяча с продвижением вперёд, в правильной стойке правой и
левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения.
5. Использование изученных приемов, сочетание ребёнком своих действий
с действиями других игроков команды
1.4.Планируемые результаты.
Результаты освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики
достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания
мониторинга.
В процессе мониторинга дополнительного образования исследуются физические,
интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед,
экспертных оценок, игровых заданий и др.
По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов:
1 год обучения:
• действовать по сигналу воспитателя, быстро реагировать на сигнал;
• согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в
командных играх (эстафета или поточный метод);
• бросать и ловить мяч (вверх, вниз) двумя(одной) рукой;
• бросать мяч об пол одной рукой и ловить его двумя руками из положения стоя, в
движении;
• вести мяч поочерёдно правой и левой рукой на месте, в движении;
• передача мяча в парах, двумя руками из-за головы, от груди;
• вести
мяч
с
продвижением
вперёд,
змейкой,
по
кругу;
2-й год обучения: дети должны знать и уметь:
• действовать по сигналу воспитателя, быстро реагировать на сигнал;
• согласовывать свои движения с движениями товарищей, соблюдать правила в
командных играх (эстафета или поточный метод);
• передавать мяч в парах двумя руками разными способами на месте, в движении;
• вести
мяч:
с
продвижением
вперёд,
змейкой,
по
кругу;
приставным
шагом;
с
поворотом,
бегом;
правой и левой рукой, свободно продвигаясь по площадке; с изменением
направления движения, с остановкой на сигнал; с передачей напарнику; с
дополнительными
заданиями.
• бросать мяч в кольцо: двумя руками из-за головы; двумя руками от груди; после
ведения (с фиксацией остановки) одной рукой от плеча;
2.0. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1.Условия реализации ДОП – материально-технические.
Место проведения занятий в кружке –спортивный зал, напольное покрытие –
линолиум. Форма одежды детей спортивная, чешки.
Количество детей –10 - 15.
Время проведения: понедельник 15.10-15.40; 16.00-16.30 (ежегодно
меняется,
согласно учебного плана дополнительных образовательных услуг).
7
Кол-во детей в группе
(чел.)
Дни
Время занятий
неде
(продолжительность занятия в
ли астрономических часах, минутах)
Возраст,лет
Образовательные
направления
Наименование платной
образовательной
услуги(кружка) / и
дополнительной
общеразвивающей
программы
Кол-во групп шт
РППС для осуществления работы кружка: атрибуты для занятий по необходимости
(мячи, баскетбольные корзины,обручи, кегли и т.д.)
Кол-во
учебных
занятий
за
учебный
период (9
месяцев)
«Основы
баскетбола»
Понедельник
Физкультурно-спортивное направление.
15.10 – 15.40 ( 30 минут)
1
6 -7
10
36
16.00-16.30 (30 минут, в т.ч. 25
минут непрерывный
образовательный процесс и 5
минут физкультминутки)
1
5-6
10
36
Информационное обеспечение
Программа представлена на сайте организации, в визитной карточке и стендах
в рекреациях организации имеется учебный план и расписание групп для занятий. В
дни семьи в мае проводятся открытые занятия для родителей и педагогов по
результатам работы за год.
Налажено взаимодействия с родителями (законными представителями) детей.
Содержание сотрудничества включает:
1. Ситуативное взаимодействие с родителями в процессе освоения программы кружка
физкультурно-спортивной направленности, удовлетворение потребностей
семьи в
дополнительном образовании.
2. Привлечение родителей к участию в работе кружка.
3. Знакомство родителей с программой кружка через дни открытых дверей, отчётные
концерты,
сайт МБДОУ МБДОУ № 92: ds92.kaluga.ruГлавная » Сведения об
образовательной организации » Платные образовательные услуги (презентации и
скан-копии программы).
Передача информации реализуется при непосредственном контакте педагога с
родителем или использовании дополнительных средств коммуникации (телефон, интернет
и др.).
8
Кадровые условия реализации Программы..
Занятия кружка с детьми проводит специалист, инструктор по физической культуре.
Педагог имеет среднее-специальное образование, стаж работы – 28 лет.
2.2.Формы педагогической диагностики ( мониторинга).
В соответствии с тематикой кружка подобран диагностический инструментарий и
методики обследования детской деятельности.
Мониторинг освоения программы кружка проводится, согласно критериев реализации
дополнительной программы: в первую-вторую недели сентября – начальный, в последнюю
неделю мая – итоговый или по плану в программе.
Форма проведения: диагностические занятия в соответствии с календарнотематическим планом работы.
Ответственные за проведение: руководитель кружка, заместитель заведующего по
воспитательной работе.
Критерии
Методика
Инструмента Способы
Шкалы оценки
мониторинга проведения
рий
оценки
Передача и Тест
Мяч
тестирование
Базовый уровень:
ловля мяча.
выполняется в
Правильное и.п., количество
парах,
пойманных мячей 2-3
предлагается по
Повышенный уровень:
3 попытки
Правильное и.п., количество
пойманных мячей больше 3х раз
Сниженный уровень:
Правильное и.п., количество
пойманных мячей меньше 2х
Ведение
и Предлагается
Мяч,
Наблюдение
Базовый уровень:
бросок мяча отбивать
мяч баскетбольна
Чёткое ведение мяча, попадание
в корзину.
любой рукой с я корзина
в корзину 1-2р
продвижением
Повышенный уровень:
вперёд (5-6м) и
Чёткое ведение мяча, попадание
забросить его в
в корзину 3р и более
корзину,
предлагается 3
Сниженный уровень:
попытки.
Нечёткое
ведение
мяча,
попадание в корзину менее 1р
Бег.
Остановка.
Стойка
баскетболист
а.
Интерес
ребёнка
игре.
Ребёнок бежит Мяч
в
умеренном
темпе отбивая
мяч, по сигналу
он
должен
остановиться и
принять стойку
баскетболиста.
Локти
внизу,
пальцы врозь,
ноги
расставлены,
мяч
перед
грудью.
Наблюдение
Мяч,
к
баскетбольна
я корзина
Контрольные
задания
Базовый уровень: с
замечанием
Повышенный
замечаний
уровень:
без
Сниженный
уровень:
не
выполнена стойка баскетболиста
Наблюдение,
беседа
Базовый уровень:
Средняя активность,
играет.
просто
9
Повышенный уровень:
Активно проявляет интерес.
Сниженный уровень:
Без интереса
Результаты фиксируются в сводных таблицах освоения программы кружка по
каждому возрасту, представляются на итоговых открытых занятиях для родителей и по
годовому плану на итоговых педсоветах организации.
Сводная таблица освоения программы кружка ( дети 5-7 лет).
Приложение № 1
2.3. Методические материалы – методическое обеспечение программы
Образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с сеткойрасписанием. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня и включают в
себя: Разучивание разнообразных действий с мячом.
Различные способы бросания, ловли, отбивания, ведения, перебрасывания в парах,
тройках.
Практические – показ правильного выполнения движений.
Словесный – беседа объяснение. Игровой – сюжетно – ролевой.
Словесные – пояснение. Практические – образец. Словесно-наглядные – показ
правильного выполнения упражнений.
Словесно – практические: показ правильного выполнения движения, объяснение.
Практические – двигательная активность, .физкультминутки.
Приложение № 2
Календарно -тематический план. Первый год обучения 5 – 6 лет.
Приложение № 3
Календарно -тематический план. Второй год обучения 6 - 7 лет
3. Список литературы.
1. Э.Й. Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников» Москва, Просвещение,1983 г.,
2. Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду» Москва,
Просвещение,1992г.,
3. В.Г. В.П. Гришин, Н.Ф.Осипов «Малыши открывают спорт» Москва, Педагогика,1978,
4. А.В.Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина «Физическая подготовка детей 5-6 лет
к занятиям в школе» Москва, Просвещение, 1980г.,
5. Л.Н. Волошина «Играйте на здоровье «Программа и технология физического
воспитания детей 5-7 лет., Москва, АРКТИ,2004г., а также личного опыта разработчика
программы
4. Приложения.
Приложение № 1.
Сводная таблица освоения программы кружка «Основы баскетбола»
(дети 5-7 лет)
№
п/п
Фамилия,
имя
ребенка
Передача и
ловля
мяча
Ведение и
Бег.
бросок
Остановка.
мяча в
Стойка
корзину баскетболиста
Интерес
ребёнка к
игре
Итоговый
уровень
(средний
балл)
10
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
н.г.
к.г.
2занятие 1занятие 4заняти 3 занятие
е
4занятие
ноябрь
3занятие
октябрь
2 занятие
1 занятие
Приложение № 2.
Календарно – тематический план. Первый год обучения. 5-6 лет.
меся № Программные задачи
Методическое
ц
сопровождение
-Познакомить детей со спортивной игрой – баскетбол;
1. стр. 41
-Учить детей брать мячи из корзины и класть их на место, дать 2. стр. 128
возможность осознать физические качества мяча (упругость, вес,
объем.);
- Тренировать и развивать внимание и сосредоточенность
-Учить детей слушать сигнал, дать им почувствовать качества 3. стр. 129
мяча: вес, упругость и др.;
-Формировать умение управлять мячом и играть с ним, не мешая
товарищу, находить свободное место;
-Воспитание дружеских качеств.
-Формировать умение владеть мячом;
1. стр. 42
- Воспитывать дружеские взаимоотношения по игре, приучать не
мешать товарищу по игре.
-Формировать умение владеть мячом;
-Научить быстро реагировать на сигнал;
-Воспитывать выдержку и внимание.
1. стр. 43
-Учить ловле мяча. Закреплять умение быстро реагировать на 1. стр. 43
сигнал;
-Способствовать развитию ориентировки в пространстве.
-Учить детей передавать – ловить мяч;
3. стр. 130
-Развивать умения согласовывать действия с товарищами;
-Воспитывать стремление помочь товарищу правильно выполнять
движения.
-Учить детей передавать мяч двумя руками от груди и ловить его 3. стр. 130
(игра «Мяч водящему»);
-Развивать умение согласовывать свои действия с действиями
товарищей;
- воспитывать любовь к спорту.
-Учить детей передавать мяч одной рукой от плеча (правой, 3. стр. 130
левой) – игра: «Поймай мяч»;
- Совершенствовать умение передавать и ловить мяч в команде
– игра: «Займи свободной кружок»;
- Воспитывать умение приходить на помощь к товарищу.
11
1занятие
3занятие 2занятие
4 занятие
3занятие
2занятие
1занятие
4занятие
3занятие
2занятие 1занятие
декабрь
январь
февраль
-Учить бросать мяч о стенку и ловить его после отскока;
- Способствовать развитию координации движений;
- Воспитывать дружеские взаимоотношения с детьми.
1. стр. 44
-Формировать навыки бросания мяча, совершенствовать навык
ловли мяча;
-Способствовать развитию глазомера, координации движений и
ловкости;
-Воспитывать качества дружбы, взаимопонимания.
-Учить детей передавать мяч двумя руками от груди;
-Упражнять в ловле мяча через подвижную игру: «Лови, бросай падать не давай»;
- Способствовать воспитанию дружеских качеств в игре.
- Совершенствовать навыки передачи – ловли мяча, развивать
умение точно бросать мяч в определенном направлении;
- Развивать навыки передачи мяча через подвижную игру:
«Собачка»;
- Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями
товарищей по игре.
-Совершенствовать навыки передачи и ловли мяча (игра
«Штандер»);
- Учить детей применять разученные действия с мячом, сочетать
передачу, ловлю мяча. (Игра: «Мяч ловцу»);
- воспитывать коллективизм.
-Углубленное разучивание действий с мячом – бросание вверх
перед собой с хлопком и ловля его; - Развитие координации
движений – игра: «Обгони мяч»;
- Воспитывать ответственность перед командой;
-Совершенствование умений передавать и ловить мяч двумя
руками от груди – игра: «За мячом»;
- Подготавливать детей к бросанию мяча в корзину – игра: «пять
бросков»;
- развивать глазомер.
-Закрепление изученных навыков и приемов действия с мячом –
игра «Защита крепости»;
- Учить броскам в корзину – игра: «Метко в кольцо»;
- Воспитывать сочувствие к товарищам по игре.
-Подготовка детей к овладению приемами ведения мяча;
- Упражнять в попадании мяча в корзину – игра: «Меткие
стрелки»;
- Развитие координации движений.
-Учить детей вести, ловить и передавать мяч – эстафета с
ведением мяча;
- Совершенствовать умение бросать мяч в цель - игра: «Попади в
корзину»;
-Воспитывать ответственность перед командой.
-Совершенствовать навыки ведения мяча на месте и в движении –
игра: «Мотоциклисты»;
- Обучать стойке баскетболиста;
- Приучать детей в игре видеть площадку.
1. стр. 44
1. стр. 45
стр. 43
1. стр. 45
4. стр. 43
4. стр. 42
1. стр. 72
3. стр. 131
3.
стр.132
стр.134
1. стр. 73
3. стр. 135
1. стр. 47
4. стр. 43
1. стр. 69
4. стр. 44
3. стр.132
12
1. стр. 46
4. стр. 43
-Беседа: «Откуда пришел баскетбол? Какие бывают мячи?»;
- Продолжить знакомить с площадкой;
- Учить ориентироваться на площадке – игра: «Найди свой цвет».
4. стр.40
4. стр. 43
1. стр. 45
4. стр. 43
1. стр. 45
4. стр. 43
4. стр. 41-44
4. стр. 43
1. стр. 48
-Совершенствовать элементы техники игры в баскетбол: стойка, 4. стр. 40
ведение мяча на месте, в движении; бросок, ловля мяча;
- Развивать точность, силу, глазомер;
- Воспитание любви к спорту.
«Мини-баскетбол» для детей – закрепление техники спортивной 3. стр. 136
игры
«Мини-баскетбол» для детей закрепление техники спортивной 3. ст.136
игры
«Баскетболигра командная»
4занятие
2занятие 1занятие
4занятие 3занятие
3занятие
2занятие 1занятие
4занятие
3занятие 2занятие
1занятие
март
апрель
Май
-Упражнять детей в передаче и ловле мяча через игру: «Передал –
садись»;
- Учить водить мяч с препятствиями через игру: «Будь ловким»;
- Поощрять детей играть творчески.
- Совершенствовать навыки ведения мяча вокруг себя правой и
левой рукой (подвижная игра -«Будь ловким»);
- Развивать умение детей попадать мячом в цель через игру
«Меткие стрелки»;
- Воспитывать ответственность за свои действия перед командой.
-Совершенствовать навыки передачи, ловли мяча - игра: «Лови,
бросай - падать не давай»;
- Развивать навыки ведения мяча через игру «Будь ловким»;
- Воспитывать любовь к игре.
- Познакомить с новыми правилами игры - нападаем, защищаем
через игру: «Защити мяч»;
- Совершенствовать умение детей передавать мяч от груди,
упражнять в ловле мяча;
- Учить дружно играть.
-Совершенствовать элементы техники игры в баскетбол: ведение
мяча на месте, в движении;
-Добиваться точности и качества выполняемых упражнений;
- Учить работать в паре.
-Совершенствовать навыки бросков мяча в корзину игра: «Чье
звено больше?»
- Совершенствовать умение передавать мяч в колонах;
- Упражнять в умении быстро реагировать на сигналы.
-Учить детей прицеливаться при броске мяча в цель;
- Закреплять ведения мяча на месте; - Воспитывать уверенность в
своих силах.
«Мини-баскетбол» для детей закрепление техники спортивной 3. стр. 136
игры
13
4 занятие
итог
- Продолжить знакомство с игрой в баскетбол, историей ее 4. стр. 53
возникновения;
-Закрепить навыки ведения, передачи и ловли мяча;
-Воспитание любви к игре.
Приложение № 3
Календарно – тематический план. Второй год обучения. 6-7 лет.
1 занятие №
1 занятие 4 занятие 3 занятие
4 занятие 3 занятие
ноябрь
2 занятие
октябрь
2 занятие
месяц
Задачи
Методиче
ское
сопровожд
ение
-Познакомить детей со спортивной игрой – баскетбол, историей ее 1. стр. 41
возникновения;
2. стр. 128
-Формировать умение действовать с мячом, реагировать на сигнал;
-Тренировать и развивать внимание и сосредоточенность.
-Учить детей передавать-ловить мяч, дать им почувствовать качества 3. стр. 129
мяча: вес, упругость и др.;
-Формировать умение управлять мячом и играть с ним – игра: «10
передач»;
-воспитание дружеских качеств.
-Учить детей вести мяч, продвигаясь вперед;
1. стр. 51
-Совершенствовать навыки ловли-передачи мяча;
-Воспитывать дружеские взаимоотношения по игре, приучать не
мешать товарищу по игре.
-Формировать умение владеть мячом - игра: «Поймай мяч»;
-Учить детей вести мяч, продвигаясь вперед, развивать ловкость и
координацию движений - игра: «Мотоциклисты»;
-Воспитывать выдержку.
-Закреплять умение вести мяч по прямой;
-Упражнять в ловле – передаче мяча;
-Способствовать развитию координации движений, ловкости – игра:
«Лови, бросай, падать не давай»
- Формировать ловкость действий с мячом – игра: «Займи свободный
кружок»;
- Совершенствование ведения мяча в беге;
-Способствовать воспитанию выдержки, развитию чувства равновесия
и глазомера.
-Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой
бегом, меняя
направление и скорость передвижения (игра: «Ловец с мячом»);
-Формирование умений действий с мячом - игра: «Туннель с мячом»;
- воспитывать честность и справедливость.
1. стр. 64
3. стр. 132
1. стр. 52
4. стр. 43
3. стр. 130
1. стр. 53
3. стр. 133
4. стр. 42
-Учить детей вести мяч правой и левой рукой, меняя направления 1. стр. 53
передвижения;
-Способствовать развитию ориентировки в пространстве, ловкости;
- воспитывать умение приходить на помощь к товарищу.
14
2 занятие 1 занятие 4 занятие 3 занятие 2 занятие 1 занятие
1. стр. 55
-Учить детей применять разные сочетания действий с мячом в игре;
-Совершенствовать передачу, ловлю, ведение и броски мяча в корзину игра: «Вызов по номерам»;
-Воспитывать смелость и решительность.
-Учить использовать изученные приемы, сочетать свои действия с
действиями других игроков команды – игра: «Борьба за мяч»;
-Совершенствовать стойку баскетболиста – игра: «Светофор»;
-Воспитывать коллективизм.
-Закрепить навыки передачи, ловли и ведения мяча, упражнять в
разных действиях;
-Способствовать развитию координации движений и ловкости;
-Учить дружно играть.
-Совершенствовать передачу и ловлю мяча; - Учить бросать мяч в
корзину;
-Развивать глазомер, ловкость и координацию движений.
1. стр. 45
4. стр. 44
3 занятие 2 занятие 1 занятие 4
3 занятие
азззаняти
е
-Учить детей сочетать передачу и ведение мяча;
-Способствовать развитию координации движений;
-Воспитывать дружелюбие.
4. стр. 42
3. стр. 135
1. стр. 56
1. стр. 57
-Совершенствовать навыки бросания и ловли мяча;
1. стр. 57
-Учить защитным действиям, развивать внимание и ориентировку в
пространстве.
4 занятие
декабрь
январь
февраль
-Упражнять детей в ведении, передаче и ловле мяча;
1. стр. 54
-Способствовать развитию координаций движений, ориентировки на
площадке;
-прививать любовь к спортивной игре – баскетбол.
- Учить детей передавать мяч в движении;
1. стр. 55
-Упражнять в ведении мяча;
-Способствовать воспитанию выдержки, смелости, развитию глазомера.
-Совершенствовать навыки бросания и ловли мяча;
-Учить защитным действиям, развивать внимание и ориентировку;
- Воспитывать ответственность перед командой.
1. стр. 57
-Учить детей умению координировать действия с мячом между собой,
размещаться на всей площадке, выйти на свободное место для
получения мяча;
-Прививать любовь к коллективной игре.
-Упражнять детей в разных действиях с мячом, формировать умение
применять их в разных игровых ситуациях;
-Продолжить знакомство с игрой – баскетбол;
-Развивать двигательную реакцию и ориентировку в пространстве.
-Учить детей слушать сигнал, не бросать мяч после него – игра:
«Сделай фигуру»;
- Совершенствовать умение вести мяч, реагировать на сигнал – игра:
«Вызов номеров»;
-Воспитывать сочувствие к товарищу по игре.
1. стр. 58
1. стр. 59
1. стр. 62
3. стр. 133
15
1 занятие
2 занятие
Май. Вышло солнышко из-за апрель
март
речки» (итоговое)
4 занятие 3
2
1
4 занятие 3
2 занятие 1 занятие 4 занятие 3 занятие
вое)
занят заня занятие
занятие
ие
тие
-Учить вести мяч бегом, формировать умение видеть площадку – игра: 1
«Ведение мяча парами»;
- Совершенствовать умение вести мяч вокруг себя правой и левой
рукой – игра: «Кто быстрее?»;
- Воспитывать любовь к игре.
-Формировать навыки самостоятельно и коллективно играть с мячом,
видеть площадку;
-Учить сочетать ведение, остановку и броски мяча в корзину – игра:
«Метко в цель»;
-Воспитывать желание помогать друг другу в достижении общей цели.
-Учить применять в игре разнообразные движения с мячом,
согласовывать свои действия с действиями партнера - игра: «Мяч
капитану»;
- Совершенствовать умение вести мяч правой и левой рукой, приучать
видеть площадку – игра: «Скажи какой цвет»;
- Воспитывать честность и справедливость.
-Закрепить стойку баскетболиста, технику ведения мяча на месте и
бросок мяча в корзину (игры с элементами баскетбола по желанию
детей);
-Развивать ловкость, быстроту, глазомер.
- Формировать навыки точного выполнения правил игры в баскетбол и
ориентирования на площадке;
- Продолжить знакомить с правилами игры;
- Приучать детей помогать друг другу в игре.
-Приучать детей творчески применять действия с мячом, выбирать
более соответствующие способы их выполнения;
-Продолжить знакомство с правилами игры в баскетбол.
1. стр. 69
4. стр. 43
1. стр. 60
3. стр. 135
3. стр. 136
1. стр. 68
4. стр. 51
1. стр. 60
1. стр. 59
-Беседа: «Откуда пришел баскетбол? Какие бывают мячи?»;
4. стр. 40
- Продолжить знакомить с площадкой;
- Учить ориентировке на площадке – игра: «Найди свой цвет».
-Совершенствовать элементы техники игры в баскетбол: стойка, 4. стр. 40
ведение мяча на месте, в движении, бросок, ловля мяча;
- Развивать точность, силу, глазомер;
-Воспитание любви к спорту.
«Мини-баскетбол» для детей – закрепление техники спортивной игры
3. стр. 136
«Мини-баскетбол» для детей закрепление техники спортивной игры
3. стр. 136
«Мини-баскетбол» для детей закрепление техники спортивной игры
3. стр. 136
- Продолжить знакомство с игрой в баскетбол, историей ее 2. стр. 58
возникновения;
-Закрепить навыки ведения, передачи и ловли мяча;
-Воспитание любви к игре.
16