Наименование НПА
|
Координаты, статьи
|
Содержание документа
|
Федеральный закон
«Об основных гарантиях прав
ребёнка в РФ»
|
Статья
9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его
образования и воспитания
|
4. В образовательных учреждениях и
иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а
также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих),
вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений;
списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их
должностных лиц с указанием способов связи с ними) по месту нахождения
указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор
за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.
|
III.
Комплектование дошкольного образовательного учреждения
|
Порядок комплектования дошкольного
образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с
законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.
В дошкольное образовательное
учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Прием детей
осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов,
удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
Дети с ограниченными возможностями
здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной
направленности только с согласия родителей (законных представителей) на
основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
При приеме детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные
учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано
обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы, в
группах по присмотру и уходу за детьми - условия, учитывающие особенности их
психофизического развития.
|
IV. Участники образовательного
процесса
|
Участниками образовательного
процесса дошкольного образовательного учреждения являются воспитанники, их
родители (законные представители), педагогические работники.
При приеме детей в дошкольное
образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных
представителей) с уставом, лицензией на осуществление образовательной
деятельности и другими документами, регламентирующими организацию
образовательного процесса.
Установление платы, взимаемой с
родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном
образовательном учреждении, производится в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Отношения между дошкольным
образовательным учреждением и родителями (законными представителями)
регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные
законом права сторон .
Отношения воспитанника и персонала
дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества,
уважения личности воспитанника и предоставления ему свободы развития в
соответствии с индивидуальными особенностями.
|
Федеральный закон «Об образовании в Российской
федерации»
(в ред. от
17.02 3023 г.)
|
Статья 3. Основные принципы
государственной политики и правового регулирования отношений в сфере
образования
|
1. Государственная политика и
правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на
следующих принципах:
1) признание приоритетности
образования;
2) обеспечение права каждого
человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер
образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности,
свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия,
гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного
отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие
этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в
условиях многонационального государства;
6) светский характер образования в
государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность.
|
|
Статья 44. Права, обязанности и
ответственность в сфере образования родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся
|
1. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и
воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы
физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и
органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь
родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в
воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья,
развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их
развития.
3. Родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
1) выбирать до завершения
получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а
также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их
наличии) формы получения образования и формы обучения, организации,
осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования,
факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из
перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную
деятельность;
2) дать ребенку дошкольное,
начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок,
получающий образование в семье, по решению его родителей (законных
представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить
образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом
организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на
осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной
аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами,
регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием
образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными
технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные
интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех
видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических)
обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в
таких
обследованиях, отказаться от их
проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных
обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении
организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме,
определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании
детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов
обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования,
высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации
обучения и воспитания детей.
4. Родители (законные
представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми
общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего
распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила
проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов,
которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации
образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и
(или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения,
приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся
и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Иные права и обязанности
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами,
договором об образовании (при его наличии).
б. За неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным
законом и иными федеральными законами, родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную
законодательством Российской Федерации.
|
|
Статья 64. Дошкольное образование
|
1. Дошкольное образование
направлено на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста.
2. Образовательные программы
дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей
дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в
том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных
программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к
детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов
деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
обучающихся.
3. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного
образования в форме семейного образования, имеют право на получение
методической, психолого-педагогической, диагностической и
консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных
образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них
созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления
таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов
Российской Федерации.
|
Декларация
прав ребёнка.
|
Правовое
регулирование взаимоотношений ДОУ и семьи
Принцип
6
|
Ребенок для полного и гармоничного
развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это
возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во
всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной
обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда
имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На
обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять
особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных
средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись
государственные или иные пособия на содержание детей.
|
|
Принцип
7
|
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным
и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться
образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и
благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои
способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной
ответственности и стать полезным членом общества.
Наилучшее
обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на
ком лежит ответственность за его образование и обучение; эта ответственность
лежит, прежде всего на его родителях.
Ребенку
должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы
направлены на цели, преследуемые образованием; общество и органы публичной
власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению
указанного права.
|
Конвенция о правах ребёнка.
|
1 часть.
Статья 18
|
1. Государства-участники
предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить принципы общей и
одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.
Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную
ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка
являются предметом их основной заботы.
2. В цепях гарантии и содействия
осуществлению прав, изложенных в настоящей Конвенции, государства-участники
оказывают родителям и законным опекунам надлежащую помощь в выполнении ими
своих обязанностей по воспитанию детей и обеспечивают развитие сети детских
учреждений.
3. Государства-участники принимают
все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых
работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и
учреждениями по уходу за детьми.
|
Конституция РФ
|
Глава 2
Статья 38
|
1. Материнство и детство, семья
находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание -
равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие
18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
|
Семейный кодекс
|
Статья 31. Равенство супругов в
семье
|
1. Каждый из супругов свободен в
выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.
2. Вопросы материнства, отцовства,
воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами
совместно исходя из принципа равенства супругов.
3. Супруги обязаны строить свои
отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию
и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.
|
|
Статья 63. Права и обязанности
родителей по воспитанию и образованию детей
|
1. Родители имеют право и обязаны
воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание
и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом,
психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное
право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить
получение детьми основного общего образования и создать условия для получения
ими среднего (полного) общего образования.
|
|
Статья 65. Осуществление
родительских прав
|
1. Родительские права не могут
осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей
должно быть предметом основной заботы их родителей.
При осуществлении родительских
прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью
детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать
пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство
обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители, осуществляющие
родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в
установленном законом порядке.
2. Все вопросы, касающиеся
воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию
исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при
наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий
в орган опеки и попечительства или в суд.
|