муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 92 «Парус» города Калуги Положение об оказании логопедической помощи в МБДОУ №92 «Парус» г. Калуги Калуга 2021 2 Принято на заседании педагогического совета № 1 от 29.07.2021 Утверждено приказом по МБДОУ № 92 «Парус» 97-ОД От «30» июля 2021 г. 1. Общие положения 1.1. Положение об оказании логопедической помощи в МБДОУ № 92 «Парус» г. Калуги (далее - Положение) регламентирует деятельность МБДОУ №92 «Парус» г. Калуги (далее - Организация), в части оказания логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения речи (далее - обучающиеся) и трудности в освоении ими Основных образовательнойпрограммы. 1.2. Задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются: организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся: организация проведения индивидуальных логопедических занятий с обучающимися с выявленными нарушениями речи; консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с обучающимися. Порядок оказания логопедической помощив МБДОУ № 92 «Парус» г. Калуги 2.1. При оказании логопедической помощи Организацией ведется документация согласно приложению 1 к Положению. 2.2. Срок и порядок хранения документов составляет 3 года с момента завершения оказания логопедической помощи. 2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из: 1) количества обучающихся, имеющих заключение психологопедагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся; 2) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом Организации, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких обучающихся. 2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения № 2 и № 3 к Положению). 2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью 2. 3 не менее 15 календарных дней каждое. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушенияречи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося. По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая характеристика (приложение № 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки нарушения речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После получения обращения учитель-логопед (учителя-логопеды) проводит диагностические мероприятия. 2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк. 2.7. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года по мере освобождения мест. 2.8. Выпуск детей производится по мере устранения у них речевых дефектов на основании решения психолого-педагогического консилиума дошкольной образовательной организации. Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта руководителя Организации. 2.9. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальнойформе. Количество и периодичностьиндивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк. 2.10. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы Организации1. 2.11. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики. 2.12. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, 1 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля.2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; постановлениеГлавного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28сентября 2020 г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 4 предъявляемым к данным помещениям (приложение № 5 к Положению). 2.13. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю2 за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная должностными обязанностями и индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная. 2.14. Консультативная деятельность учителей-логопедов заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и педагогических работников Организации, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с обучающимся. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию постоянно действующей консультативной службы для родителей; индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников Организации; информационных стендов. 3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ дошкольного образования 3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителейлогопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования определяются с учетом локальных нормативных актов Организации. 3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп общеразвивающейнаправленности. 3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.10 Положения. 3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий: 1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю в формеиндивидуальных занятий; 2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет: а) для детей с направлением ПМПК с диагнозом ОНР - не менее трёх логопедических занятий в неделю в формеиндивидуальных 2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». 5 занятийпродолжительностью от 10 до 15 минут; а) для детей с направлением ППк с диагнозом ФФН -два логопедических занятия в неделю в формеиндивидуальных занятий продолжительностью от 10 до 15 минут; а) для детей с направлением ППк с диагнозом ФН - одно логопедическое занятие в неделю в формеиндивидуальных занятий продолжительностью от 10 до 15 минут; При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития. 3.5. Начало и окончание учебного годаустанавливаютсяв соответствии с Уставом Организации и основной образовательной программойДОО. 3.6. Расписание индивидуальнойкоррекционной работы с учителемлогопедом составляется таким образом, чтобы не препятствовать усвоениюосновной образовательной программы. Индивидуальные коррекционные занятия с учителем логопедом проводятся как в часы, свободные от групповых занятий, так и во время их проведения (по согласованию садминистрацией, специалистами и воспитателями группы общеразвивающей направленности. Исключения составляют занятия по развитию речи, занятия, связанные с продуктивной деятельностью. 3.7. График занятий может быть составлен в зависимости от занятости детей как в первую, так и во вторую половину дня. 6 Приложение № 1 Документация Организации при оказании логопедической помощи 1. Программы и/или планы логопедической работы. 2. Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов). 3. Расписание занятий учителей-логопедов. 4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую помощь. 5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий. 6. Отчетная документация по результатам логопедической работы. 7 Приложение № 2 Руководителю МБДОУ № 92 ________________________ от ________________________ ФИО родителя (законного представителя) Согласие родителя (законного представителя)обучающегося на проведениелогопедической диагностики обучающегося Я, _______________________________________________________________ ФИО родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным представителем) (нужное подчеркнуть) (ФИО, класс/группа, в котором /ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка. Дата ____________ (подпись) (расшифровка подписи) 8 Приложение № 3 Руководителю МБДОУ № 92 ________________________ от ________________________ ФИО родителя (законного представителя) Заявление Я, ФИО родителя (законного представителя) обучающегося являясь родителем (законным представителем)(нужное подчеркнуть) (ФИО, класс/ группа, в котором /ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения) прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/ психолого-педагогического консилиума/ учителя-логопеда (нужное подчеркнуть). Дата ___________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение № 4 Педагогическая характеристика на обучающегося (ФИО, дата рождения, группа) Общие сведения'. дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность; образовательная программа (полное наименование); особенности организации образования в группе; факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другойгруппы, межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обучение на основе индивидуального учебного плана, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков учебных занятий и др.; состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и количество детей/взрослых); трудности, переживаемые в семье. Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации, осуществляющей образовательную деятельность: 1. Динамика освоения программного материала: учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название); соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная). 2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению (фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при необходимости публичного ответа и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др. 3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство). 4. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом,- указать длительность, т.е. когда начались /закончились занятия). 5. Характеристики взросления3: хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний - например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.); характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как относится к их выполнению); отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых воспитателей); отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них); характер общения со сверстниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер); значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная, второстепенная); самооценка; отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/ утрачена); жизненные планы и профессиональные намерения. Вывод об имеющихся признаках нарушенияречи, являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы. Дата Учитель-логопед, принявший обращение: (указать ФИО, должность в 00) Результат обращения:______________________________________________ Дата_________ Приложение № 5 Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий 1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону. В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой. Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.