Положение об оказании логопедической помощи

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение № 92 «Парус» города Калуги

Положение
об оказании логопедической помощи
в МБДОУ №92 «Парус» г. Калуги

Калуга 2021

2

Принято на заседании
педагогического совета
№ 1 от 29.07.2021

Утверждено приказом по
МБДОУ № 92 «Парус» 97-ОД
От «30» июля 2021 г.

1.
Общие положения
1.1. Положение об оказании логопедической помощи в МБДОУ № 92 «Парус»
г. Калуги (далее - Положение) регламентирует деятельность МБДОУ №92 «Парус» г.
Калуги (далее - Организация), в части оказания логопедической помощи
обучающимся, имеющим нарушения речи (далее - обучающиеся) и трудности в
освоении ими Основных образовательнойпрограммы.
1.2. Задачами Организации по оказанию логопедической помощи являются:
организация и проведение логопедической диагностики с целью
своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений
обучающихся:
организация проведения индивидуальных логопедических занятий с
обучающимися с выявленными нарушениями речи;
консультирование участников образовательных отношений по вопросам
организации и содержания логопедической работы с обучающимися.
Порядок оказания логопедической помощив
МБДОУ № 92 «Парус» г. Калуги
2.1. При оказании логопедической помощи Организацией ведется
документация согласно приложению 1 к Положению.
2.2. Срок и порядок хранения документов составляет 3 года с момента
завершения оказания логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным
нормативным актом Организации, регулирующим вопросы оказания логопедической
помощи, исходя из:
1)
количества
обучающихся,
имеющих
заключение
психологопедагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим
трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и
социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем- логопедом)
из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких
обучающихся;
2) количества обучающихся, имеющих высокий риск возникновения
нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной
учителем-логопедом Организации, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица
учителя-логопеда на 25 таких обучающихся.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления
родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся (приложения № 2 и № 3 к
Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год,
включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью
2.

3

не менее 15 календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают
проведение общего срезового обследования обучающихся, обследование
обучающихся по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся, педагогических работников, углубленное обследование обучающихся,
имеющих нарушенияречи и получающих логопедическую помощь с целью
составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие
варианты диагностики, уточняющие речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки
нарушения речи. В случае инициации внеплановых диагностических мероприятий
педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика (приложение № 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего
признаки нарушения речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду. После
получения
обращения
учитель-логопед
(учителя-логопеды)
проводит
диагностические мероприятия.
2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической
диагностики с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося,
рекомендаций ПМПК, ППк.
2.7. Зачисление обучающихся на логопедические занятия может
производиться в течение всего учебного года по мере освобождения мест.
2.8. Выпуск детей производится по мере устранения у них речевых дефектов
на основании решения психолого-педагогического консилиума дошкольной
образовательной организации.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в
получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании
распорядительного акта руководителя Организации.
2.9. Логопедические
занятия
с
обучающимися
проводятся
в
индивидуальнойформе. Количество и периодичностьиндивидуальных занятий
определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности
речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
2.10. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима
работы Организации1.
2.11. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется
учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК,
ППк и результатов логопедической диагностики.
2.12. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях,
оборудованных с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и
состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям,
1 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля.2015 г. № 26 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным
общеобразовательным
программам
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья»;
постановлениеГлавного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28сентября 2020 г. №28 «Об
утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».

4

предъявляемым к данным помещениям (приложение № 5 к Положению).
2.13. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно
педагогическая работа с обучающими из расчета 20 часов в неделю2 за ставку
заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная
должностными обязанностями и
индивидуальным планом, - методическая,
подготовительная, организационная и иная.
2.14. Консультативная деятельность учителей-логопедов заключается в
формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей
обучающихся при совместной работе всех участников образовательного процесса
(административных и педагогических работников Организации, родителей (законных
представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике,
особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с
обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию
постоянно действующей консультативной службы для родителей;
индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников Организации;
информационных стендов.
3.
Логопедическая помощь при освоении
образовательных программ дошкольного образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителейлогопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении
образовательных программ дошкольного образования определяются с учетом
локальных нормативных актов Организации.
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп
общеразвивающейнаправленности.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.10
Положения.
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией
об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного
образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями
адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух
логопедических занятий в неделю в формеиндивидуальных занятий;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с
рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ,
развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителемлогопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет:
а) для детей с направлением ПМПК с диагнозом ОНР - не менее трёх
логопедических
занятий
в
неделю
в
формеиндивидуальных
2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О
продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы)
педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в
трудовом договоре».

5

занятийпродолжительностью от 10 до 15 минут;
а) для детей с направлением ППк с диагнозом ФФН -два логопедических
занятия в неделю в формеиндивидуальных занятий продолжительностью от 10 до 15
минут;
а) для детей с направлением ППк с диагнозом ФН - одно логопедическое
занятие в неделю в формеиндивидуальных занятий продолжительностью от 10 до 15
минут;
При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего
возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных
представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания
предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.
3.5. Начало и окончание учебного годаустанавливаютсяв соответствии с
Уставом Организации и основной образовательной программойДОО.
3.6. Расписание индивидуальнойкоррекционной работы с учителемлогопедом составляется таким образом, чтобы не препятствовать усвоениюосновной
образовательной программы. Индивидуальные коррекционные занятия с учителем
логопедом проводятся как в часы, свободные от групповых занятий, так и во время
их проведения (по согласованию садминистрацией, специалистами и воспитателями
группы общеразвивающей направленности. Исключения составляют занятия по
развитию речи, занятия, связанные с продуктивной деятельностью.
3.7. График занятий может быть составлен в зависимости от занятости детей
как в первую, так и во вторую половину дня.

6

Приложение № 1
Документация Организации при оказании логопедической помощи
1.
Программы и/или планы логопедической работы.
2.
Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).
3.
Расписание занятий учителей-логопедов.
4.
Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих
логопедическую помощь.
5.
Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6.
Отчетная документация по результатам логопедической работы.

7

Приложение № 2
Руководителю МБДОУ № 92
________________________
от ________________________
ФИО родителя (законного представителя)

Согласие родителя (законного представителя)обучающегося на
проведениелогопедической диагностики обучающегося
Я, _______________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем)
(нужное подчеркнуть)
(ФИО, класс/группа, в котором /ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
Дата ____________
(подпись)

(расшифровка подписи)

8

Приложение № 3
Руководителю МБДОУ № 92
________________________
от ________________________
ФИО родителя (законного представителя)

Заявление
Я,
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем)(нужное подчеркнуть)
(ФИО, класс/ группа, в котором /ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/
психолого-педагогического консилиума/ учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
Дата ___________________
(подпись)

(расшифровка подписи)

Приложение № 4
Педагогическая характеристика на обучающегося
(ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения'.
дата поступления в организацию, осуществляющую образовательную
деятельность;
образовательная программа (полное наименование);
особенности организации образования в группе;
факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в
образовательной организации): переход из одной образовательной организации в
другую образовательную организацию (причины), перевод в состав другойгруппы,
межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с организацией,
осуществляющей
образовательную
деятельность,
обучение
на
основе
индивидуального учебного плана, наличие частых, хронических заболеваний или
пропусков учебных занятий и др.;
состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные
отношения и количество детей/взрослых);
трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в организации,
осуществляющей образовательную деятельность:
1.
Динамика освоения программного материала:
учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы
или название);
соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы
(для обучающегося по образовательной программе дошкольного образования:
достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения)): (фактически
отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная).
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к
обучению
(фактически
не
проявляется,
недостаточная,
нестабильная),
сензитивность в отношениях с педагогами в учебной деятельности (на критику
обижается, дает аффективную вспышку протеста, прекращает деятельность,
фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом (ухудшается,
остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при
необходимости публичного ответа и пр. (высокая, неравномерная, нестабильная, не
выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества
деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся
оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными
представителями)) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом,
психологом, репетиторство).
4. Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом,-

указать длительность, т.е. когда начались /закончились занятия).
5. Характеристики взросления3:
хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для
обучающегося, ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие
травмирующих переживаний - например, запретили родители, исключили из
секции, перестал заниматься из-за нехватки средств и т.п.);
характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей,
как относится к их выполнению);
отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых
воспитателей);
отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и
реакцию на них);
характер общения со сверстниками (отвергаемый или оттесненный,
изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
значимость общения со сверстниками в системе ценностей
обучающегося (приоритетная, второстепенная);
самооценка;
отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого
слушается, к кому привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/
утрачена);
жизненные планы и профессиональные намерения.
Вывод об имеющихся признаках нарушенияречи, являющихся причиной
обращения к специалистам логопедической службы.
Дата
Учитель-логопед, принявший обращение:
(указать ФИО, должность в 00)

Результат обращения:______________________________________________
Дата_________

Приложение № 5
Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий
1. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного
образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону
коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для
ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и
консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая
зона учителя-логопеда рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией,
офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать
приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими
играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в
зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.
При
оснащении
игровой
зоны
рекомендуется
предусматривать
полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на
максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих
возможностей детей.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».