Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 92 « Парус» города Калуги МБДОУ № 92 «Парус» г. Калуги Принята на заседании педагогического совета МБДОУ № 92 «Парус» г. Калуги протокол № 1 от «30 » августа 2024 г. Утверждена Приказом № 126- од От 04.09. 2024 года по МБДОУ № 92 Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Веселая школа» Возраст обучающихся: 6 - 7 лет Срок реализации: 1 год Калуга, 2024 Разработчик программы: Ильина Светлана Александровна, педагог-психолог высшей квалификационной категории. Программа проверена: Авериной Анной Алексеевной заместителем заведующего по воспитательной работе МБДОУ № 92 «Парус» г. Калуги, направлена на рассмотрение педагогического совета 26 августа 2024 года. 2 Содержание структурных компонентов дополнительной общеразвивающей программы (ДОП). № п/п Наименование раздела Страница 1. Комплекс основных характеристик программы. 3 1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы). 3 1.2. Цель и задачи ДОП. 5 1.3. Содержание ДОП. 5 1.4. Планируемые результаты. 6 2 Комплекс организационно-педагогических условий. 6 2.1. Условия реализации ДОП – материально-техническое обеспечение, 6 информационное обеспечение, кадровое обеспечение 2.2. Формы педагогической диагностики (мониторинга). 7 2.3. Методические материалы – методическое обеспечение программы. 8 3. Список литературы. 8 4. Приложения. 9 1. Комплекс основных характеристик программы. 1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы). Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень развития ребенка до школы во многом определяется степенью его обученности этим умениям и навыкам. Такое представление о психическом развитии ребенка вытекает из американской теории бихевиоризма, в которой психическое развитие сводится к совокупности усвоенных человеком навыков и форм поведения. В отечественной психологии на протяжении всего ХХ столетия развивался принципиально иной подход к пониманию психического развития человека. В работах Л.С. Выготского было разработано понятие психологического возраста, характеризующегося определенными параметрами. Каждый возрастной период, если он полноценно прожит, заканчивается определенными характеристиками психического развития ребенка, на которых строится развитие в следующем возрастном периоде. В силу такого понимания развития каждый возрастной этап уникален, и им нельзя пренебрегать. Если ребенок вместо ведущей деятельности будет в основном заниматься другим видом деятельности, то полноценного психического развития не происходит. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, которая исчерпывает свое развивающее влияние к семи годам. Поэтому семь лет – это рубеж между дошкольным и младшим школьным возрастом. В психологии доказано, что в семь лет исчезает непосредственное поведение ребенка, поэтому с семи лет возможно эффективное обучение по школьному типу. В это время ребенок уже может подчиниться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы, кроме того, в силу возникающих психологических новообразований, семилетний первоклассник сам хочет стать учеником и выполнять роль ученика со всеми необходимыми правилами. Однако все это происходит в том случае, если развитие ребенка до семи лет проходило преимущественно в игровой деятельности. Психологические исследования показывают, что подготовка к школе в форме выработки простейших школьных знаний, умений и навыков не имеют ничего общего с психологической готовностью к школьному обучению, которая не формируется на занятиях по школьному типу. Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которая формируется внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту, то есть в игре. 3 В качестве предпосылок к овладению учебной деятельностью в отечественной психологии выделяются следующие: • Наличие познавательных и социальных мотивов учения; • Умение ребенка работать по образцу; • Умение ребенка работать по правилу; • Умение ребенка слушать взрослого и выполнять его инструкцию; • Умение ребенка обобщать. Это основные параметры психического развития ребенка, на которые опирается начальное обучение в школе. Если ребенок хочет учиться, умеет работать по образцу и следовать заданному правилу, может применить правило на аналогичном задании, то такой ребенок эффективно будет осваивать азы учения и достаточно быстро продвигаться вперед. В этот период переход от дошкольного детства к школьному, как указывала Л.И. Божович (1968), характеризуется не только изменением места ребенка в системе отношений, но и всего образа его жизни. При этом положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Учение осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, участие в повседневной жизни окружающих людей. Именно поэтому успех или неуспех в учебных делах имеет для ребенка острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности. В связи с этим и возникла необходимость разработать и внедрить в образовательный процесс дополнительную программу социально-гуманитарной направленности «Весёлая школа». В программе выделены три основных параметра, по которым определяется готовность ребенка к обучению в школе: уровень общего развития ребенка; самоконтроль; мотивация учения. Всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействия ребенка и взрослого, поэтому задача психолога осуществлять подготовку ребенка к школе через зону ближайшего развития внутри ведущей игровой деятельности. Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, успешной подготовке к обучению в школе, а позднее - к взрослой жизни. Из этого следует, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости (компетентности) ребенка, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Под социальной компетентностью дошкольника мы понимаем качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах и разных видах социального взаимодействия, а также усвоение ребенком этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных и внутриличностных социальных позиций, отношений. Особое место в процессе формирования социальной компетентности подрастающего поколения занимает игровая деятельность. Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности дошкольника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения. В игре ребенок приобретает основные навыки социальной компетентности, необходимые для установления контакта и развития взаимодействия с окружающим миром. Для того, чтобы прогнозировать успешность обучения ребенка в школе, необходимо учитывать способность к анализу и синтезу материалов. Представленных в виде рисунков, графиков, таблиц и схем. Важны также: умение проводить аналогии, классификации и обобщения, общая осведомленность ребенка. Следует учитывать уровень развития 4 внимания. Зрительной памяти (основной упор в начальном обучении идет на зрительное восприятие информации), мелкой моторики руки. В своей деятельности психологу следует опираться и на личностные особенности детей. К моменту поступления в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность. Без хорошей работоспособности вряд ли можно рассчитывать на прочное усвоение достаточно большого объема знаний, на формирование сложных умений и навыков. Основой для планирования является следующее методическое обеспечение: 1. Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова. ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 6-7 лет. . Речь. СанктПетербург.2014. 2. Под. Ред. Н.Ю Куражевой. Приключения будущих первоклассников. 6-7 лет.120 развивающих заданий. Речь. Санкт-Петербург.2015. 3. Н.П. Локалова, Д.П. Локалова. Готовимся к школе. 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников. С рабочими тетрадями. М.Генезис.2016. 4. О.Ю. Машталь. Лучшие методики развития способностей у детей 4-6 лет. 300 заданий и упражнений на CD. М. «Наука т и техника» 2012. Программа рассчитана на детей 6-7 лет. Программа дополнительного образования «Веселая школа» предполагает 36 рабочих недель и ориентировочно 36 занятий. Период занятий в кружке с 01 сентября по 31 мая (9 календарных месяцев). Занятия будут проводиться в соответствии. СанПиН 1.2.3685-21, учебным планом и расписанием по данной программе. 1.2. Цель и задачи Программы. Цель Программы: Развитие социальной компетентности и подготовка ребенка к обучению в школе. Задачи Программы: 1. Развивать у ребенка предпосылки к учебной деятельности: коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь, общую и мелкую моторику). 2. Формировать волевые качества, эмоционально – положительное отношение к школе (мотивацию к обучению в школе). Программа разработана с учетом возрастных особенностей. Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности, и включает соответствующие разделы: «Тонкая моторика руки», «Внимание», «Память», «Мышление», «Речь». На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. 1. 3. Содержание Программы. Структура занятий по Программе психологической подготовке детей к школе состоит из следующих этапов: − 1 часть – развитие мелкой моторики; − 2 часть – развитие мышления; − 3 часть – развитие речи; − 4 часть – развитие памяти; − 5 часть – развитие внимания; − 6 часть – снятие эмоционального напряжения, релаксация. 5 Вначале даются игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, прописывание узоров, а затем букв в тетради. Далее идут игры и упражнения на развитие познавательных процессов. В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония прощания – рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг друга. Приложение № 1 (Тематический план занятий). 1.4 Планируемые результаты. Планируемый итоговый результат программы: готовность ребенка к школьному обучению к концу года предполагает наличие у него следующих качеств: − Организованность, аккуратность; − Волевые качества; − Внимание, способность к длительному сосредоточению (15-20 мин.); − Сообразительность, любознательность; − Развитая речь и хорошее воображение; − Хорошая память; − Моторная ловкость; − Дружелюбие, умение общаться с детьми и со взрослыми; − Начальные навыки счета и чтения. − Мотивация к обучению в школе. − Низкий уровень тревожности к обучению в школе. 2. Комплекс организационно-педагогических условий. 2.1. Условия реализации ДОП – материально-технические. Место проведения занятий в кружке – кабинет педагога-психолога, Одежда детей облегчённая, групповая. Количество детей –10 - 15. Время проведения ежегодно меняется, согласно учебного плана дополнительных образовательных услуг. РППС для осуществления работы кружка. − колокольчик; − доска, одна сторона которой расчерчена в клетку, мел − или специальные фломастеры; − магнитная доска с магнитами; − указка; − мяч средних размеров; − листы бумаги формата А4; − пуговицы или фишки (по количеству детей); − набор предметных картинок из разных понятийных групп; − разрезные картинки; − тетради в крупную клетку с полями (по количеству детей); − наборы из шести цветных карандашей, простые мягкие − карандаши (по количеству детей); − наборы счетных палочек (по количеству детей); − наборы геометрических фигур «Учись считать» (по количеству детей). 6 15.10 – 15.40 (30 минут) 1 6-7 Кол-во детей в группе (чел.) Возраст,лет «Веселая школа» Среда Образовательные Дни Время занятий области. недел (продолжительность Наименование и занятия в платной астрономических часах, образовательной минутах) услуги(кружка) / название дополнительной общеразвивающей программы Социально-гуманитарное направление развития Кол-во групп (шт.) Учебный план и расписание дополнительных образовательных услуг МБДОУ № 92 «Парус» г. Калуги на 2024 – 2025 уч. г. 10 Кол-во учебных занятий за учебный период (9 месяцев) 36 Информационное обеспечение Программа представлена на сайте организации, в визитной карточке и стендах в рекреациях организации имеется учебный план и расписание групп для занятий. Налажено взаимодействия с родителями (законными представителями) детей. Содержание сотрудничества включает: 1. Ситуативное взаимодействие с родителями в процессе освоения программы кружка художественной направленности, удовлетворение потребностей семьи в дополнительном образовании. 2. Привлечение родителей к участию в работе кружка. 3 Знакомство родителей с программой кружка через дни открытых дверей, отчётные концерты, сайт МБДОУ МБДОУ № 92: ds92.kaluga.ruГлавная » Сведения об образовательной организации » Платные образовательные услуги (презентации и сканкопии программы). Передача информации реализуется при непосредственном контакте педагога с родителем или использовании дополнительных средств коммуникации (телефон, Интернет и др.). Кадровые условия реализации Программы Занятия кружка с детьми проводит педагог-психолог, по дополнительному соглашению. Педагог имеет высшее профессиональное психолого-педагогическое образование КГУ им. К.Э. Циолковского. Стаж работы – 9 лет 10 месяцев. 2.2. Формы педагогической диагностики (мониторинга). В соответствии с тематикой кружка подобран диагностический инструментарий и методики обследования детской деятельности, а именно диагностический комплект «Экспрессдиагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко. Мониторинг освоения программы кружка проводится, согласно критериев реализации дополнительной программы: в первую-вторую недели сентября – начальный, в последнюю неделю мая – итоговый или по плану в программе. Форма проведения: диагностические занятия в соответствии с календарно-тематическим планом работы. Ответственные за проведение: руководитель кружка, заместитель заведующего по воспитательной работе. Результаты фиксируются в сводных таблицах ( Приложение 2) освоения программы 7 кружка и представляются на итоговых открытых педсоветах организации. 2.3. Методические материалы – методическое обеспечение программы Образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с сеткой-расписанием. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня и включают в себя: • Интеллектуально – развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия. • Дыхательно – координационные упражнения. Направлены на активизацию энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения. • Симметрические рисунки. Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия. • Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки. • Пальчиковая гимнастика. Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук. • Упражнения для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствует снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию. правого полушария, активизация мозга и межполушарного взаимодействия. • Релаксационные упражнения. Способствует снятию эмоционального напряжения и негативных эмоций, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. 3. Список литературы 1. Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева, А.С. Тузаева, И.А. Козлова. ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. 6-7 лет. . Речь. СанктПетербург.2014. 2. Под. Ред. Н.Ю Куражевой. Приключения будущих первоклассников. 6-7 лет.120 развивающих заданий. Речь. Санкт-Петербург.2015. 3. Н.П. Локалова, Д.П. Локалова. Готовимся к школе. 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников. С рабочими тетрадями. М.Генезис.2016. 4. О.Ю. Машталь. Лучшие методики развития способностей у детей 4-6 лет. 300 заданий и упражнений на CD. М. «Наука т и техника» 2012. Приложение 1. Тематический план занятий Дата Тема занятий Первичная диагностика (выделено курсивом) 1 неделя 1. Развитие мелкой моторики. 2.Развитие зрительной памяти Обучение способности к переключению внимания и концентрации. 3. Снятие мышечного и № заня тий Содержание занятия Методика «Штриховка» 1 2 «Фонарики» «Братья - ленивцы» Штриховка. Картина «Удачная рыбалка» «Запомни картинки» «Хлопни в ладоши» 8 эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии. 3 2 неделя Психомышечная тренировка «Жмурки» Цветотерапия. «Братья - ленивцы» «Заготавливаем капусту» «Сравнение предметов» «Зачеркни букву» «У оленя дом большой» «Портрет» Психомышечная тренировка. «Отражение» Цветотерапия. 1.Развитие мелкой моторики 4 2.Развитие фантазии Развитие использовать мнемонические приемы для 5 запоминания текста Обучение способности концентрации, объема, 6 переключения, устойчивости внимания. 3.Снятие напряжения, обучение моделированию внешних проявлений чувств 3 неделя 1.Развитие мелкой моторики 7 «Братья - ленивцы» Развитие способности Штриховка «Теремки» устанавливать закономерность. «Чего не хватает?» 2. Развитие речи. 8 Картина «Удачная рыбалка» Развитие активного внимания, «Каскад слов» Развитие объема кратковременной «Ловушка» слуховой памяти 9 «Слушай музыку» 3.Обучение рефлексии; снятие Цветотерапия. эмоционального напряжения 4 неделя 1.Развитие мелкой моторики 10 Обводим по контуру «Теремки» 2.Развитие умения «Бабочка» классифицировать предметы по 11 «Четвертый лишний» существенным признакам и «Запомни картинки»«Корректурные обобщать. Обучения навыкам пробы» анализа и рассуждения. 12 «Делай то, что я говорю и показываю» 3.Работаем по образцу. Цветотерапия. Рефлексия. Диагностика (выделено курсивом) Методика «Запомни картинки» 1 неделя 1.Развитие мелкой моторики 13 «Заготавливаем капусту» 2.Развитие способности «Проведи линию по середине дорожки, устанавливать закономерность не отрывая карандаш от бумаги» Развитие объема кратковременной слуховой памяти 14 «Бусы» 3.Развитие активного внимания, «Каскад слов» умения соотносить свои действия со звучанием инструментов 15 «Бубен и колокольчик» Обучение приемам и методам «Корректурные пробы» овладения своим волнением «Приятное воспоминание» 2 неделя 1.Развитие мелкой моторики 16 «Братья ленивцы» Развитие способности «Помоги зайчатам добраться до дома. устанавливать закономерность. Проведи линию по середине дорожки» 9 2.Обучение составлению предложений по опорным словам, развитие речи. 3.Обучение способности концентрации внимания на ощущениях своего тела Снятие мышечного и эмоционального напряжения. 3 неделя 1.Развитие мелкой моторики Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать. 2.Развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти Развитие слухового внимания, увеличение объема внимания. 3.Снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии 4 неделя 1.Развитие мелкой моторики Развитие способности устанавливать закономерность в изображении на основе зрительного и мыслительного анализа. 2.Развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке 3.Обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения Диагностика (выделено курсивом) 1 неделя 1.Развитие мелкой моторики 2. .Развитие способности устанавливать закономерность Обучение составлению предложений по опорным словам, развитие речи. Обучение навыкам запоминания образа, ситуации в условиях уменьшения времени. 3.Усиление положительного эмоционального переживания 2 неделя 1.Развитие мелкой моторики Развитие способности устанавливать закономерность. Обучения навыкам анализа и рассуждения. 17 18 19 20 «Клумба» «Что изменилось» «Бубен, колокольчик, дудочка», «Пульс» «Тряпичная кукла» «Теремки», «Дорисуй картинку. Соедини линии по пунктирам» «Четвертый лишний» Картина «Конфета с сюрпризом» «Запомни и покажи» (Таблицы Ф.Е. Рыбакова) «Узор», «Выложи кружочки» 21 «Скульптура» Цветотерапия. 22 «Бабочка», «Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги» «Чего не хватает?» 23 Картина «Конфета с сюрпризом» «Купим мы, бабушка…» 24 «Улыбка» Цветотерпапия. 25 26 27 28 Методика «10 слов» «Птица», «Дорисуй картинку. Соедини линии по пунктирам» «Зонтики» Картина «Конфета с сюрпризом» «Что изменилось?» «Найди отличия» «Погода», «Встречаемся и прощаемся с улыбкой» «Гости», «Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги» «Загадка» 10 3 неделя 4 неделя 2.Развитие целенаправленного запоминания и припоминания. Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания. 3.Усиление положительных эмоциональных переживаний; поднятие настроения. 1.Развитие мелкой моторики. Развитие способности устанавливать закономерность. 2.Развитие целенаправленного запоминания и припоминания Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания. 3.Снятие мышечного и эмоционального напряжения. 29 Картина «В огороде» «Спрячь игрушки» 30 Дорисуй каждому домику окошко, яблоку – веточку, а цветочку – серединку, «От улыбки станет всем светлей …» Музыкотерапия. 31 «Птица», Нарисуй внутри больших фигур постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленьких – постепенно увеличивающиеся. «Квадрат» Картина «В огороде» «Найди игрушки» Найди выделенные фрагменты и обведи их. «Тряпичная кукла» Профилактика нарушения зрения (упражнения) «Гости», Проведи карандашом от удочки до рыбки. Кто из ребят, какую рыбку поймал? Методика «10 слов» 32 33 1.Развитие мелкой моторики 34 Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечение, выделения существенных признаков 2.Обучение составлению предложений по опорным словам, 35 Сюжетная картнка. Развитие произвольной памяти «Рассмотри внимательно» Обучение способности Найди в квадрате следующие слова: концентрации, объема, мяч, слон, облако, дом. переключения, устойчивости 36 «Скульптура» внимания. Профилактика нарушения слуха 3.Снятие мышечного и (упражнения) эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии Диагностика (выделено курсивом) Методика «Свободная классификация» 1 неделя 1.Развитие мелкой моторики 37 «Теремки», Развитие умения Обведи рисунок точно по линиям, не классифицировать предметы по отрывая карандаш от бумаги существенным признакам и «Четвертый лишний» обобщать. 38 Картина «Первое свидание» 2.Обучения навыкам анализа и «Кто не на месте?» рассуждения. «Чем отличаются картинки» Развитие целенаправленного запоминания и припоминания Развитие концентрации внимания. 3.Обучение приемам ритмичного 39 «Дыхание» дыхания для снятия напряжения; 11 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1.Развитие мелкой моторики Развитие мыслительных операций анализа и сравнения. 2.Развитие фантазии Развитие произвольного внимания и наблюдательности. 3.Обучение целенаправленному управлению мышцами лица; 1.Развитие мелкой моторики Развитие аналитического мышления. 2.Обучение составлению предложений по опорным словам, развитие речи. Развитие концентрации внимания 3.Усиление положительных эмоциональных переживаний. 40 «Братья - ленивцы», Дорисуй картинку и раскрась. «Угадай предмет» 41 Картина «Первое свидание» «Рассмотри внимательно» Распутай бусы. «Улыбка» 1.Развитие мелкой моторики Развитие мыслительных операций анализа и сравнения. 2.Развитие целенаправленного запоминания и припоминания. 3.Снятие мышечного и эмоционального напряжения 46 «Заготавливаем капусту» Нарисуй по клеткам точно такой же рисунок Методика «Свободная классификация» 47 «Угадай предмет» «Кто не на месте?» 48 «Тряпичная кукла» Подвижные игры. 42 43 44 45 «Гости», Дорисуй картинку и раскрась «Мячик» Картина «Первое свидание» «Кто не на месте?» Какие слова спрятались в рамочке? Прочитай. «Встречаемся и прощаемся с улыбкой» Подвижные игры. Диагностика (выделено курсивом) Методика «Узоры» 1 неделя 1.Развитие мелкой моторики 49 «Птица», Развитие мыслительных Дорисуй вторую половинку картинки. ассоциативных связей. «Мостик» 2.Развитие фантазии 50 Картина «Попугай Петруша» Развитие объема кратковременной «Каскад слов» слуховой памяти. Расставь значки в соответствии с 3.Снятие мышечного и цифрами эмоционального напряжения 51 «Скульптура» Профилактика нарушения зрения (упражнения) 2 неделя 1.Развитие мелкой моторики 52 Нарисуй на второй паре носочков и Развитие аналитического рукавичек точно такой же рисунок. мышления «Аналогии» 2.Обучение составлению Методика «Узоры» предложений по опорным словам, 53 Картина «Попугай Петруша» развитие речи. «Запомни картинки» Развитие зрительной памяти. 54 Найди все предметы, которые 3.Расслабление, снятие спрятались на рисунке напряжения, эмоциональная «Кляксы» разрядка 3 неделя 1.Развитие мелкой моторики. 55 Раскрась игрушки на елке в Развитие аналитического соответствии с их формой. мышления «Мячик» 12 Обучения навыкам анализа и рассуждения. 2.Развитие произвольного внимания Формирование внимания, развитие скорости реакции. 3.Обучение переходу из одного эмоционального состояния в противоположное. 56 Картина «Настоящий друг» «Рассмотри внимательно» «Кого назвали, тот и лови» 57 «Шапка – невидимка» 4 неделя 1.Развитие мелкой моторики. 58 Раскрась картинку в соответствии с Развитие аналитического цифрами мышления. «Аналогии» 2.Развитие фантазии. 59 Картина «Настоящий друг» Развитие зрительной памяти. «Запомни картинки» Обучение способности Колпак мой треугольный» концентрации внимания. 60 «Качели» 3.Обучение управлению своим состоянием Диагностика (выделено курсивом) Методика «Лесенка» 1 неделя 1.Развитие мелкой моторики 61 Разобрать горох и фасоль в разные Развитие способности емкости. устанавливать закономерность. «Сыщик» 2.Развитие навыка 62 Слушаем и пересказываем пересказывания. «Стихотворение» Развитие слуховой памяти. «Исключение лишнего» Развитие объема внимания. 63 «Радуга» 3.Расслабление, снятие Цветотерапия. напряжения 2 неделя 1.Развитие мелкой моторики 64 Выложить узор из спичек по образцу Развитие умения «Четвертый лишний» классифицировать 2.Составлениеь предложения по 65 «Предложения» опорным словам.Развитие объема «Каскад слов» кратковременной слуховой «Колпак мой треугольный» памяти. Развитие моторнодвигательного внимания. 66 «Дождь в лесу» 3.Расслабление, снятие напряжения 3 неделя 1.Развитие мелкой 67 Раскрась картинку в соответствии с моторики.Развитие мыслительных цифрами. процессов. «Найди лишнее слово» 2.Развитие способности к анализу Развитие зрительной памяти Развитие слухового внимания 3.Снятие напряжения. 4 неделя 1.Развитие мелкой моторики Развитие способности выделять 68 Проблемная картинка «Запомни, а затем ответь на вопросы» Графический диктант 69 70 «Тонет – не тонет» Графический диктант Методика «Лесенка» 13 свойства предметов; развитие 71 Проблемная картинка логического мышления. Разучивание стихотворения 2.Развитие фантазии. «Муха» Развитие долговременной памяти. «Деревья, птицы, овощи, фрукты» Обучение концентрации Рассказ внимания. 72 «Запомни и ответь на вопросы» 3.Расслабление, снятие напряжения Итоговая диагностика. Методика «Тест тревожности» 1 1.Развитие мелкой моторики. 73 Графический диктант неделя Развитие мышления. «Найди овощу свое место» 2.Развитие умения рассуждать. Развитие зрительной памяти. 74 «Сюжетная картинка» Развитие активного внимания. «Запомни и ответь на вопросы» 3. Рефлексия «Съедобное - несъедобное» 2 неделя 3 неделя 1.Развитие мелкой моторики Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам. 2.Развитие фантазии. Развитие слуховой памяти. Развитие активного внимания. 3.Снятие напряжения, развитие эмпатии. 1.Развитие мелкой моторики. Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам. 2.Развитие умения пересказа. Развитие речи. Развитие навыкам запоминания образа. 3.Подвижные игры. 75 76 Игра «Я» Выложить узор из счетных палочек. Сравни две картинки 77 «Сюжетная картинка» Чтение стихотворения и вопросы «Что под шляпой» «Торт»«10 слов» «Чудесный мешочек» Методика «Тест тревожности» Пальчиковая гимнастика «Классификация» «Кто знает, пусть дальше считает» 78 79 80 81 4 неделя 1.Развитие мелкой моторики Развитие логического мышления. 2.Развитие умения связывать концовки и начало предложений. Развитие целенаправленного запоминания и припоминания. Развитие концентрации и объема внимания. 3.Диагностика. «Рассказ» «Что изменилось?» «У оленя дом большой» «Испорченный телефон» Подвижные игры. 82 Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги «Логика» 83 «Я читаю» «Кто не на месте» Нанизывание бусинок по образцу 84 Итоговая диагностика 14 Приложение 2 Сводная таблица итоговой диагностики 15