Парциальная программа Галактика творчества

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 92 «Парус» города Калуги
МБДОУ № 92 «Парус» г. Калуги
Принята:
Педагогическим советом МБДОУ
№ 92 «Парус» г. Калуги
( Протокол № 1 от 31 августа 2023г.)

Утверждена:
Приказом по МБДОУ № 92
«Парус» г. Калуги
от 31.08. 2023 года № 114/1 - од

Парциальная программа
по образовательной области художественноэстетическое развитие «Галактика творчества»
(для детей 3-7 лет)

Разработана
творческой группой
педагогов образовательной
организации

г. Калуга,
2023

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
1.1.1. Цели и задачи Программы……………………………………………….6
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы…………………..6
1.2. Планируемые результаты…………………………………………………..7
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы…………….7
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
Программе… ……………………………………………………………............12
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………..…………………………13
2.1. Описание образовательной деятельности……………………………….13
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
дошкольников, специфики их образов, потребностей и интересов………….13
2.3.1. Содержание образовательной деятельности по Программе………….15
Художественно-эстетическое развитие
2.3.2.Программное обеспечение ,,,,,,……………………………………….....29
2.3.3.Программно-методическое
обеспечение
образовательной
деятельности……………………………………………………………………..31
2.3.4.Циклограмма
комплексно-тематического
планирования
образовательной деятельности…………………………………………………31
2.4. Взаимодействие взрослых с детьми……………………………………...32
2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников
……………………………………………………………………………………33
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…..…………………………………….35
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы……….35
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды……...36
3.3. Кадровые условия реализации Программы………………………….. …36
3.4. Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения…………………………………………………………………………36
3.6. Планирование образовательной деятельности…………………..…… ..37
3.7. перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания
авторской программы…………………………………………………………..37
3.8. Перечень нормативных и нормативно-методических документов……38
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
4.1. Краткая презентация Программы. ………………………………………39
4.2.Описание подпрограмм для детей 3-7 лет…………………………… …54

3

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Парциальная программа по образовательной области художественноэстетическое развитие «Галактика творчества» (для детей 3-7 лет) (далее
Галактика творчества) - программа развития творческих и регуляторных
способностей дошкольников через художественное конструирование для
детей 3-7 лет. Авторский коллектив: Багапова Е.Н., Самохина Е.В., Сергеева
Е.В., Силаева Л.И. Издание. – Калуга: «Парус – Пресс», 2015. Под редакцией
А.А. Авериной. Техническое и художественное оформление: М.Н. Аверина,
А.А. Матевосова.
«Галактика творчества» - авторская программа коллектива
соответствует федеральному государственному стандарту дошкольного
образования и содержанию образовательной деятельности в ДОУ,
направлениям художественно-эстетического, социально-коммуникативного,
познавательного, речевого развития и образования детей.
Образование
посредством
искусства - один из самых
правильных способов обучения,
так как он открывает человеку
путь к самому себе, к своему
духовному миру.
А. Маслоу.
Художественно-эстетическое направление достаточно долгий период
являлось приоритетным в деятельности ДОУ. Коллектив имеет высокие
результаты уровня развития интегративных качеств дошкольников, их
интереса к творческим заданиям. Этому способствуют используемые
педагогами методические материалы по основным направлениям ФГОС. В
разработанной коллективом основной образовательной программе
дошкольного образования проблема организации работы с детьми по
художественному конструированию решена за счёт разработки парциальной
программы «Галактика творчества».
Специфика реализации содержания художественно-эстетического
направления заключается в следующем:
- продуктивная деятельность – деятельность, в результате которой
создается некий продукт – может быть не только репродуктивной (например,
вырезание елочки так, как научили), но и творческой (например, по
собственному замыслу ребёнок вырезание использует с техникой
обрывания), что позволяет в рамках данной деятельности наиболее
эффективно решать одну из основных задач образовательной деятельности с
детьми дошкольного возраста – развитие детского творчества;
- понятие «продуктивная (творческая) деятельность детей» позволяет
интегрировать содержание направления художественно-эстетического
развития с другими направлениями ФГОС ДО по особому основанию –
возможности развития воображения и творческих способностей ребенка

4

- общеразвивающая направленность содержания области (развитие
высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения)
является первичной по отношению к формированию специальных
способностей детей, творческих проявлений.
Художественно-эстетическое развитие предполагает не только развитие
способностей в литературной, изобразительной, музыкальной деятельности,
но и включение ребенка в культурно-познавательный процесс. Впечатления,
ощущения, которые получает ребенок, его представления об окружающем
мире мира и отношение к этому миру - это путь введения ребенка в
культурное пространство, путь к пониманию картины мира и осознанию
собственного «Я».
Включение в художественное творчество позволяет не только отражать
уже имеющиеся знания и представления о мире, но и познавать мир,
выражать свое видение мира. В этом познании и преобразовании мира
ребёнок становится субъектом собственной активной деятельности, в
процессе которой он сам и во взаимодействии с другими людьми (взрослыми
и сверстниками) мог бы осмыслить стоящие перед ним задачи, вести
самостоятельный поиск и находить решения. Возникающий интерес к
художественному творчеству становится своеобразным механизмом
реализации многих педагогических задач, связанных с развитием
художественных способностей (Н.С. Лейтес).
В связи с тем, что Образовательная программа дошкольного образования
МБДОУ составлена с учётом учебно-методического комплекта к программе
«От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой,
М.А.Васильевой – 3 изд, испр. и доп. – М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020., где
обозначены в основном задачи технического освоения конструктивных
навыков, то педагогам для полного выполнения ФГОС ДО по данному
направлению приходится вносить коррективы в образовательную
деятельность за счёт вариативной части ООП ДО.
В программе «От рождения до школы», к художественно-эстетическому
развитию отнесены и изобразительная деятельность (где аппликация как
часть изо) и художественно-модельная деятельность (где задачи
интеллектуального развития конструирования из строительных материалов и
разных видов конструктора, пересекаются с творческими задачами по
изготовлению поделок из бумаги, картона и др. материалов).
Проанализировав предложенный программой материал педагогический
коллектив посчитал целесообразным разделить данные направления
деятельности следующим образом.
Но в программе не представлено целостно и с усложнением творческое
конструирование из различных материалов. Это и послужило мотивацией
для педагогов по разработке парциальной программы «Галактика
творчества».
Чтобы в полной мере реализовать выше перечисленные особенности
детского художественного творчества, педагогам необходимо было

5

выстроить систему творческих заданий с учётом возраста и интересов
дошкольников.
В соответствии с ФГОС ДО, образовательная деятельность Организаци
выстраивается с учётом реализации комплексно-тематического принципа и
утверждённый коллективом «Комплексно-тематический план» становится
тематической базой для работы в каждой возрастной группе. В блоке
«изобразительная деятельность» программы «От рождения до школы» из
многообразия тем, воспитатели смогут выбрать соответствующие.
В процессе изучения материала, необходимого для творческой работы,
для выполнения замысла ребенка, он осваивает новые технологии: и
аппликацию, и коллаж, и декоративно-прикладное искусство и прочее - все,
что позволит сделать работу интереснее и полнее. Но вариативного
практического материала и методических наработок для аппликации и
художественного конструирования в основных программах недостаточно.
Это также послужило основанием реализации потенциала и возможностей
коллектива, на основе задач художественно-эстетического развития и
циклограммы комплексно-тематического плана создать свой вариант
образовательной деятельности.
Этот большой и содержательный объём работы для реализации
вариативной части ООП ДО выполнила творческая группа педагогов в
парциальной
программе «Галактика творчества»
Таким образом, деятельность коллектива в вариативной программе
является единым блоком, интегрирующим и развитие способностей к
изобразительной деятельности, и детское творчество, и знакомство с
мировым
культурным
наследием
(изобразительным
искусством,
архитектурой, декоративно-прикладным искусством, народными ремеслами,
дизайном и т.д.). Все это встраивается в единый творческий процесс работы
дошкольника, начиная уже с младшего возраста.
1.1.1. Цели и задачи парциальной программы дошкольного образования
(вариативной части)
Цель парциальной программы формирование интереса к эстетической
стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в
самовыражении через решение следующих задач:
 Создать необходимые условия для развития и формирования
художественно-творческих способностей детей: развития художественного
конструирования: совершенствования ручной умелости, активизации
понятийных процессов и исследовательской и речевой активности.
 Способствовать
интеллектуальному
развитию
детей
через
художественное конструирование и расширению кругозору и представлений
детей об окружающем его мире.
 Выстроить работу в ДОУ на основе «Календарно-тематического плана
МБДОУ 92» к Образовательной программе дошкольного образования в

6

тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса
(дети, воспитатели, специалисты ДОУ, родители).
 Разработать комплексно-тематическое планирование и методическое
обеспечение к нему в форме конспектов непосредственной образовательной
деятельности, практического навигатора и материалов в помощь
воспитателям по блоку «Художественное конструирование».
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии с Федеральным образовательным стандартом дошкольного
образования, Программа построена на следующих принципах:
 полноценное проживание ребёнком всех этапов детства , обогащения
(амплификации) детского развития;
 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
 партнерство с семьей;
 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
 возрастная адекватность (соответствия условий, требований, методов
возрасту и особенностям развития);
В основе реализации основной образовательной программы лежит
культурно-исторический и системно-деятельностный подходы к развитию
ребенка, являющиеся методологией ФГОС.
1.2. Планируемые результаты
Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную
деятельность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие
ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в
сфере развития ребенка. Ребёнок – это не «объект» наблюдения, а «субъект»,
развивающаяся личность, на развитие которой благотворно влияет взрослый
в соответствии с сознательно поставленными целями.
Реализация образовательных целей и задач парциальной программы
направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования,
которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные
характеристики развития ребенка представлены в виде описания возможных
достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного
детства.
Парциальная программа строится на основе общих закономерностей
развития личности детей дошкольного возраста с учетом сензитивных
периодов в развитии.
Из общих показателей и целевых ориентиров в части программы
реализуются следующие. К 7 годам:
 ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в конструировании и других
видах детской активности;

7

 способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
 способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
 ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
 у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
 ребенок может соблюдать правила безопасного поведения и личной
гигиены;
 ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен
наблюдать, экспериментировать,
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их
проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может
существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни
и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития
детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе
наблюдения включая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с
оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей
оптимизации;
– портфолио педагогов, фиксирующие достижения воспитанников в
конкурсах, выставках творчества в ДОУ и городе;
– карты развития ребенка;
– различные диаграммы, шкалы развития групп.
Педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности
педагогических действий мы заложили исходя из содержательных задач
подпрограмм всех возрастных групп.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога
за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной
образовательной работы с ними и даёт общую психолого-педагогическую
оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий
взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также
выделяются направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.
Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование
образовательного процесса на основании полученных выводов проводит
педагог при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в
естественных ситуациях и на основе наблюдений выстраивает
индивидуальную карту развития ребёнка.

8

Промежуточные и итоговые целевые ориентиры к Программе
представлены в таблице в соответствии с возрастом детей:
 Творческие ориентиры (включенность в творческую деятельность
ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
 целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды
продуктивной деятельности – аппликацию, конструирование, где
развиваются произвольность, планирующая функция речи);
 включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где
развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
 познавательная инициатива – любознательность, включенность в
экспериментирование с различными материалами, где развиваются
способности устанавливать причинно- следственные связи, которые
используются в различных вариантах детских творческих работ.
Планируемые результаты освоения парциальной программы «Галактика
творчества»
Промежуточные
Итоговые
3-5 лет
5-6 лет
6-7 лет
Творческие
Активно развертывает
Имеет первоначальный
Наблюдается
несколько связанных по замысел, легко
оригинальность замысла в
смыслу
условных
меняющийся в процессе продуктах
деятельности
действий, содержание творчества
(сюжетные композиции в
которых зависит от
аппликации,
замысла поделки;
конструировании).
С
энтузиазмом
Овладевает действием
Проявляет
устойчивый
многократно
«опредмечивания». Дети, интерес к произведениям
воспроизводит
свободно ориентируясь на народного,
декоративнопонравившуюся
внешние
признаки прикладного
и
цепочку действий с элементов, приравнивают изобразительного
незначительными
их
к
предметам, искусства.
Интересуется
вариациями.
«опредмечивают»
материалом, из которого
бумажные и природные выполнены работы, их
элементы.
содержанием.
Начинает
проявлять активность при
обсуждении
вопросов,
которые
для
него
социально значимы. Задаёт
вопросы.
Способен
самостоятельно
действовать,
экспериментируя
с
различными материалами

9

Овладевает действием
замещения
недостающих частей в
изображении
незавершённого объекта
художественной
композиции.
Создаёт образ яркий,
выразительный,
дополнен интересными
элементами.
Изобразительные
средства использованы
для
создания
характерного образа и
передачи
личного
осмысления
изображаемого.
Овладевает действием
целостно-расчленённого
анализа
структуры
конструируемого
объекта или его образца,
выполненного
из
бумаги.
Изображение
строится на основе
точных
структурных
характеристик. Ребёнок
передаёт существенные
элементы и включает
дополнительные,
передающие
характерные
особенности
образа
(мальчик, девочка).
Овладевает
техническими
средствами
конструирования.
Ребёнок самостоятельно
подбирает заместители
по заданному признаку

Овладевает действием
«замещения».
Дети
свободно
анализируют
объект,
изготавливают
необходимые
детали
определенной
формы,
величины,
цвета
и
количества для передачи
не только структурных, но
и
выразительный
особенностей
конструируемого объекта.

Овладевает
техническими действиями
изготовления деталей из
бумаги
для
конструирования
художественных
композиций.
Дети
умеют
самостоятельно
складывать
бумагу
гармошкой
и
вдвое,
вырезает
несколько
изображений или одно из
бумаги сложенной вдвое,
хорошо вырезает округлые
формы.

для
реализации
задуманного им.
Эмоционально
откликается
на
произведения искусства, в
которых с помощью формы
и цвета переданы разные
эмоциональные состояния
людей,
животных
и
освещены
проблемы,
связанные
с
его
социальным опытом.

Ребёнок
полностью
овладел
умением
пользоваться ножницами:
правильно
держит
их,
режет поперёк узкие и
широкие полосы, режет
квадрат
по
диагонали,
вырезает
из
прямоугольников предметы
округлой
и
овальной
формы.

Освоил
вариативные
способы владения бумагой:
наклеивает
заготовки,
использует
технику
обрывной
аппликации,
использует
приёмы
вырезания
одинаковых

10

(форма, цвет), а так же
знает
название
геометрических фигур,
хорошо
дифференцирует их по
размеру, форме, цвету.
Овладевает
практическим
конструированием
изображения
объекта
простой конструкции.
Самостоятельно
подбирает однородные
материалы
(ткань,
салфетки,
бумага,
ватные диски).
Познавательно-исследовательские цели
Проявляет интерес к
Не
ограничиваясь
новым материалам для простым
творчества, практически манипулированием;
обнаруживая
их выстраивает свои новые
возможности;
представления по теме
многократно
конструирования.
воспроизводит
Задает
вопросы
действия.
относительно конкретных
свойств материалов для
поделок
(что?
как?
зачем?);
Целеполагание и волевое усилие.
Обнаруживает
Обнаруживает
стремление включиться конкретное
намерениев процесс деятельности цель ("Хочу наклеить
(хочу лепить, рисовать, домик... .буду украшать
строить) без отчетливой свой домик..., ") - работает
цели,
поглощен с выбранным материалом,
процессом, называние его трансформациями.
продукта
может
В процессе работы цель
появиться
после может
изменяться,
в
окончания процесса
зависимости от того, что
получается).
Формулирует
конкретную
цель

фигур из бумаги сложенной
пополам,
гармошкой,
составляет узоры на полосе,
круге, квадрате.
Ребёнок увлеченно и
самостоятельно занимается
художественным
творчеством
(конструированием).
Проявляет
устойчивый
интерес к творчеству в
работе,
разным
видам
изобразительного
искусства.
обнаруживает стремление
объяснить связь фактов,
использует
простое
причинное рассуждение в
процессе
изготовления
поделки;
проявляет интерес к
моделированию; самостоятельно берется делать чтото по графическим схемам
(конструировать, составлять
карты, схемы)
Обозначает конкретную
цель, удерживает ее во
время работы; фиксирует
конечный
результат,
стремится
достичь
хорошего
качества;
возвращается к прерванной
работе, доводит ее до
конца.
самостоятельно
подбирает материалы

и

11

("Наклею
домик");
в
процессе работы может
менять цель, но фиксирует
конечный
результат
("Получилась машина").
Коммуникативная инициатива
Обращает внимание
Инициирует
парное
сверстника
на взаимодействие
со
интересующие самого сверстником через краткое
ребенка
действия речевое
предложение("Смотри..."),
побуждение
("Давай
комментирует их в речи, сделаем
вместе...");
но не старается быть поддерживает диалог в
понятым;
конкретной деятельности
довольствуется
начинает
проявлять
обществом любого
избирательность в выборе
партнера.

образцы для копирования
("Хочу сделать такое же") в
разных
видах
аппликации,
конструировании.

может
встроиться
в
совместную деятельность
других детей, подобрав
подходящие по смыслу
материалы;
легко
поддерживает
диалог
в
конкретной
деятельности; избирателен
в выборе партнеров;
осознанно стремится не
только
к
реализации
замысла,
но
и
к
взаимопониманию,
к
поддержанию слаженного
взаимодействия с детьми
Соответственно, третий уровень проявленных инициатив является
итоговым уровнем по освоению программы.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
парциальной Программе
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой
Организацией по Программе - важная составная часть образовательной
деятельности, направленная на ее усовершенствование.
Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная
Программой, предполагает оценивание:
1)качества содержания вариативной части основной образовательной
программы дошкольного образования, созданной с учетом Программы «От
рождения до школы» в соответствии с требованиями Стандарта, в том числе,
на основе педагогического опыта коллектива;
2)качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых
МБДОУ № 92, включая психолого-педагогические, кадровые, материальнотехнические, финансовые, информационно-методические и т. д.;
3)качества образовательных процессов, реализуемых организаций, в том
числе качества управленческих и педагогических процессов.
Программой
не
предусматривается
оценивание
качества
образовательной деятельности Организации на основе достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
 не подлежат непосредственной оценке;

12

 не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития детей;
 не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей;
 не являются основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
 не являются непосредственным основанием при оценке качества
образования.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
В содержательном разделе представлены:
описание
образовательной
деятельности
в
соответствии
с
направлениями развития ребенка в области художественноэстетического развития, с учетом используемой парциальной
программы
«Галактика
творчества»,
методических
пособий,
обеспечивающих реализацию данного содержания;
описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
парциальной программы с учетом возрастных и индивидуальнопсихологических
особенностей
воспитанников,
специфики
их
образовательных потребностей, мотивов и интересов; представлен
учебно-методический комплект для реализации авторской программы.
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации парциальной программы с учетом возрастных и
индивидуальных
особенностей
дошкольников,
специфики
их
образовательных потребностей и интересов
Дошкольный возраст – это период фактического складывания личности
ребенка в различных видах деятельности обусловленных местом ребенка в
системе общественных отношений (А.Н. Леонтьев).
Приоритетными ведущими видами детской деятельности в вариативной
части программы становятся:
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего
мира, материалов для творчества и экспериментирования с ними; восприятие
декоративно-прикладного и народного искусства);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал;
- изобразительная (аппликации);
2.2.1. Продуктивная деятельность
Цель: овладение ребенком репрезентирующими (моделирующими) видами
деятельности, где работа, направлена на получение предметно оформленного
результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу
творческой работы ребёнка.
Под
продуктивной
деятельностью
в
дошкольной
педагогике
подразумеваются, конструирование, лепка, аппликация и различные
синтетические, комплексные формы. Вне зависимости от используемых

13

материалов продуктивные виды деятельности представляют собой
созидательную работу, направленную на получение предметно
оформленного результата, соответствующего в той или иной степени
начальному замыслу, в чем и заключается их развивающий смысл.
Основы продуктивного целеполагания закладываются у ребенка в раннем
возрасте. В дошкольном детстве в продуктивной деятельности у ребенка
происходит дальнейшее развитие целеполагания и произвольной
организации деятельности. У ребенка появляется интерес к образцам,
который поддерживается и развивается за счет способности их
воспроизводить. Ребенок начинает объективно оценивать результат своей
работы, сравнивать его с мысленным, идеальным результатом и
аналогичными продуктами, сделанными другими людьми. В результате,
ребенок готов овладевать новыми способами, позволяющими достичь
наилучшего результата..
Содержания, предлагаемые взрослым ребенку для осуществления
педагогически целенаправленной продуктивной деятельности, можно
разделить на четыре вида: работа по образцам, работа с незавершенными
продуктами, работа по графическим схемам, и работа по словесному
описанию цели.
Работа по образцам
Данная форма продуктивной деятельности представляет собой работу
ребенка по образцам, предложенных ему взрослым. Это могут быть
плоскостные
изображения,
требующие
копирования,
объемные
нерасчленненные образцы, требующие анализа составляющих его элементов.
Работа с незавершенными продуктами
Здесь ребенку могут быть предложены продукты, в структуре которых
присутствует незавершенность, и которые ребенок должен завершить. Также,
это могут быть продукты с неочевидным конечным видом и назначением и
требующие творческой разработки.
Работа по графическим схемам
В данной форме совместной деятельности взрослый предлагает ребенку
различные схемы (чертежи, выкройки и др.) по которым тот должен
воспроизвести плоскостные изображения или объемные конструкции. Также
это могут быть пооперационные схемы различных типов.
Работа по словесному описанию цели
В данном случае совместная деятельность взрослого и ребенка
заключается в том, что взрослый описывает признаки-условия класса
предметов, которые должен изготовить ребенок.
Моделирование – ведущий метод работы с детьми в парциальной
программе - процесс создания модели (образца) объекта познания (или
явления) или использование имеющейся модели. В ней в отличие от самого
объекта более выпукло представлены свойства и связи. Использование
модели позволяет в удобное время и необходимое число раз производить
различные действия, чтобы понять и освоить образовательное содержание. В

14

основе моделирования лежит процесс замещения реальных объектов
познания условными – предметами или изображениями.
Формы наглядного метода. Метод иллюстраций предполагает показ
детям иллюстративных пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций связан с показом мульфильмов, диафильмов и др.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и
демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности
отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так
и демонстрационных. В современных условиях особое внимание уделяется
применению такого средства наглядности, как компьютер.
Частично-поисковый - суть его состоит в том, что воспитатель
расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а дети осуществляют
отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую
деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует
Исследовательский - этот метод призван обеспечить творческое
применение знаний. В процессе образовательной деятельности дети
овладевают методами познания, так формируется их опыт поисковоисследовательской деятельности
Метод экспериментирования – действенное изучение свойств предметов,
преобразование его свойств, структуры, действенным путем установление
взаимосвязи с другими объектами, установление взаимозависимости. У детей
развивается наблюдательность, элементарные аналитические умения,
стремление сравнивать, сопоставлять, высказывать предположение,
аргументировать выводы.
2.3. Содержание образовательной деятельности по парциальной
программе.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности и охватывает
следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
2.3.1. ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Художественно-эстетическое развитие
В области художественно-эстетического развития ребенка основными
задачами образовательной деятельности являются создание условий для:
Задачи художественно- эстетического развития по ФГОС ДО
Развитие способности к восприятию фольклора

№
задачи
1

15

Становление эстетического отношения к окружающему миру.
2
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах 3
искусства
Развитие
у
детей
интереса
к
эстетической
стороне 4
действительности,
Ознакомления с разными видами и жанрами искусства, в том числе, 5
народного творчества:
Стимулирование сопереживания персонажам художественных 6
произведений
Реализация
самостоятельной
изобразительной
творческой 7
деятельности .
В вариативной части ОП ДО педагоги объединили задачи раздела
аппликации и художественного конструирования.
Задачи ФГОС ДО в содержание психолого-педагогической работы с
детьми 3 -4 лет конкретизированы задачами обязательной части ОП ДО
и парциальной программы..
Задачи программы (обязательная Задачи
парциальной
часть)
программы
Формировать интерес к занятиям Поддерживать
инициативу,
изобразительной
деятельностью. стремление к импровизации при
Учить в аппликации изображать самостоятельном
воплощении
простые
предметы
и
явления, ребенком
художественных
передавая
их
образную замыслов
выразительность.
Вызывать
положительный
эмоциональный отклик на красоту
природы, произведения искусства
(книжные
иллюстрации,
изделия
народных промыслов, предметы быта,
одежда).
Учить создавать как индивидуальные, В
художественном
так и коллективные композиции в конструировании
–
аппликации.
экспериментировать материалами,
придумывать
и
создавать
композицию.
Формировать
умение
создавать Создавать
художественные
несложные сюжетные композиции, образы с помощью вариативных
Учить располагать изображения по средств.
всему листу.
Аппликация. Приобщать детей к Вовлекать детей в разные виды
искусству аппликации, формировать художественно-эстетической
интерес к этому виду деятельности. деятельности, помогать осваивать
Учить предварительно выкладывать (в различные средства, материалы,

16

определенной последовательности) на
листе бумаги готовые детали разной
формы, величины, цвета, составляя
изображение (задуманное ребенком
или
заданное
воспитателем),
и
наклеивать их.
Учить аккуратно пользоваться клеем:
намазывать его кисточкой тонким
слоем
на
обратную
сторону
наклеиваемой фигуры (на специально
приготовленной
клеенке);
прикладывать стороной, намазанной
клеем, к листу бумаги и плотно
прижимать салфеткой.
Формировать
навыки
аккуратной
работы. Вызывать у детей радость от
полученного изображения.
Учить создавать в аппликации на
бумаге разной формы (квадрат, розета
и др.) предметные и декоративные
композиции из геометрических форм и
природных материалов, повторяя и
чередуя их по форме и цвету.
Закреплять знание формы предметов и
их цвета. Развивать чувство ритма.

способы реализации замыслов.

Учить
осваивать
различные
художественные
техники,
использовать
разнообразные
материалы и средства.

Задачи ФГОС ДО в содержание психолого-педагогической работы с
детьми 4 - 5 лет конкретизированы задачами обязательной части ОП
ДО и парциальной программы..
Задачи программы (обязательная часть)
Учить различать жанры и виды искусства:
картина (репродукция), скульптура (изобразительное
искусство),
здание
и
соооружение (архитектура).
Учить выделять и называть основные
средства выразительности (цвет, форма,
величина,
)
и
использовать
в
конструировании
Поощрять стремление детей изображать в
аппликациях реальные и сказочные строения,
предметы, персонажей

Задачи парциальной программы

Учить создавать свои художественные образы в изобразительной,
конструктивной деятельности.
Привлекать внимание детей к
сходству и различиям разных
предметов,
поощрять
самостоятельное выделение их

17

частей, его особенностей.
Знакомить с произведениями народного
декоративно-прикладного искусства).
Воспитывать
бережное
отношение
к
произведениям искусства.
Продолжать развивать интерес детей к Продолжать
развивать
изобразительной
деятельности, эстетическое восприятие, образные
положительный эмоциональный отклик
представления,
воображение,
эстетические
чувства,
художественно-творческие
способности.
Продолжать формировать умение создавать
коллективные произведения, аппликации.
Учить проявлять дружелюбие при оценке
работ других детей.
Продолжать формировать у детей умение
создавать отдельные предметы и создавать
сюжетные
композиции,
повторяя
изображение одних и тех же предметов и
добавляя к ним детали.
Формировать и закреплять представления о
форме
предметов (круглая,
овальная,
квадратная, прямоугольная, треугольная),
величине, расположении частей.
Помогать детям при передаче сюжета Направлять внимание детей на
располагать изображения на всем листе в передачу соотношения предметов
соответствии с содержанием действия и по величине: дерево высокое, куст
включенными в действие объектами.
ниже дерева, цветы ниже куста.
Развивать
желание
использовать
в Поддерживать
инициативу,
аппликации разнообразные цвета, обращать стремление к импровизации при
внимание на многоцветие окружающего самостоятельном
воплощении
мира.
ребенком
художественных
замыслов
Формировать умение правильно передавать
расположение частей при изготовлении
сложных предметов и соотносить их по
величине.
Воспитывать
интерес
к
аппликации, В
художественном
усложняя ее содержание и расширяя конструировании
возможности
создания
разнообразных экспериментировать материалами,
изображений.
придумывать
и
создавать
композицию.
Формировать у детей умение правильно Создавать художественные образы

18

держать ножницы и пользоваться ими.
Обучать
вырезыванию,
начиная
с
формирования навыка разрезания по прямой
сначала коротких, а затем длинных полос.
Учить составлять из полос изображения
разных предметов (забор, скамейка, лесенка,
дерево, кустик и др.).
Учить вырезать круглые формы из квадрата и
овальные
из
прямоугольника
путем
скругления углов; ( овощи, фрукты, ягоды,
цветы и т. п.
Продолжать
расширять
количество
изображаемых в аппликации предметов
(птицы, животные, цветы, насекомые, дома,
как реальные, так и воображаемые) из
готовых форм.
Обучать конструированию из бумаги:
сгибать
прямоугольный
лист
бумаги
пополам, совмещая стороны и углы (альбом,
флажки
для
украшения
участка,
поздравительная открытка), приклеивать к
основной форме детали (к дому—окна,
двери, трубу; к автобусу—колеса; к стулу—
спинку).
Учить детей преобразовывать эти формы,
разрезая их на две или четыре части (круг —
на полукруги, четверти; квадрат — на
треугольники и т. д.).
Закреплять навыки аккуратного вырезывания
и наклеивания.
Поощрять
проявление
активности
и
творчества.

с помощью пластических средств.
Вовлекать детей в разные виды
художественно-эстетической
деятельности, помогать осваивать
различные средства, материалы,
способы реализации замыслов.

Учить
осваивать
различные
художественные
техники,
использовать
разнообразные
материалы и средства.

Задачи ФГОС ДО в содержание психолого-педагогической работы с
детьми 5 -6 лет конкретизированы задачами обязательной части ОП ДО
и парциальной программы..
Задачи программы (обязательная Задачи парциальной программы
часть)
Продолжать формировать интерес
народному искусству.

19

Развивать
эстетические
чувства,
эмоции, эстетический вкус, эстетическое
восприятие
произведений
искусства.

добиваться
взаимосвязи
эмоционального, интеллектуального
компонента восприятия
детьми
произведений искусства, опираясь
как на их чувственное восприятие,
так и на мышление.

Учить соотносить художественный
образ и средства выразительности,
характеризующие его в разных видах
искусства,
Учить подбирать материал и пособия
для самостоятельной художественной
деятельности.
Продолжать знакомить с жанрами Содействовать накоплению детьми
изобразительного искусства.
опыта
восприятия
высокохудожественных
произведений искусства.
Формировать умение выделять и
использовать в своей деятельности
средства выразительности разных
видов искусства,
называть материалы для разных видов
художественной деятельности.
Развивать наблюдательность, учить Добиваться
взаимосвязи
внимательно рассматривать предметы, эмоционального, интеллектуального
замечать их характерные особенности, компонента восприятия
детьми
разнообразие пропорций, конструкций, произведений искусства.
украшающих деталей.
При
чтении
литературных
произведений,
сказок
обращать
внимание детей на описание сказочных
домиков (теремок, рукавичка, избушка
на курьих ножках), дворцов.
Расширять представления детей о
народном искусстве, художественных
промыслах.
Формировать у детей бережное
отношение к произведениям искусства.
Продолжать развивать интерес детей к Поддерживать
инициативу,
изобразительной деятельности.
стремление к импровизации при
самостоятельном
воплощении
ребенком
художественных

20

замыслов.
В процессе восприятия предметов и
явлений
развивать
мыслительные
операции:
анализ,
сравнение,
уподобление
(на
что
похоже),
установление сходства и различия
предметов и их частей.
Учить передавать в изображении не
только основные свойства предметов
(форма, величина, цвет), но и
характерные детали, соотношение
предметов и их частей по величине,
высоте, расположению относительно
друг друга.
Развивать способность наблюдать явления и объекты природы, замечать их
изменения
Учить передавать в изображении
основные свойства предметов (форма,
величина, цвет), характерные детали,
соотношение предметов и их частей по
величине,
высоте,
расположению
относительно друг друга.
Совершенствовать
изобразительные
навыки и умения, формировать
художественно-творческие
способности.
Развивать чувство формы, цвета,
пропорций.
Развивать декоративное творчество
детей (в том числе коллективное).
Продолжать совершенствовать умение
детей
рассматривать
работы
,
радоваться достигнутому результату,
замечать и выделять выразительные
решения изображений.
Учить
передавать
положение
предметов в пространстве на листе
бумаги, обращать внимание детей на
то, что предметы могут по-разному
располагаться на плоскости.

В художественном конструировании
– экспериментировать материалами,
придумывать
и
создавать
композицию.

Вовлекать детей в разные виды
художественно-эстетической
деятельности, помогать осваивать
различные средства, материалы,
способы реализации замыслов.
Создавать художественные образы с
помощью пластических средств.
Учить
осваивать
различные
художественные
техники,
использовать
разнообразные
материалы и средства.

21

Учить передавать движения фигур
Способствовать
овладению
композиционными умениями: учить
располагать предмет на листе с учетом
его пропорций
Учить детей создавать сюжетные
композиции на темы окружающей
жизни и на темы литературных
произведений.
Развивать композиционные умения,
учить располагать изображения на
полосе внизу листа, по всему листу.
Учить создавать узоры на листах в учить добиваться выразительной
форме народного изделия (поднос, передачи образа через форму,
солонка, чашка, розетка и др.).
строение, пропорции, детали и др..
Для
развития
творчества
в
декоративной
деятельности
использовать декоративные ткани,
салфетки, нитки…
Учить ритмично располагать узор.
Формировать
умение
украшать
узорами предметы декоративного
искусства. Учить расписывать изделия
гуашью, украшать их налепами и
углубленным рельефом, использовать
стеку.
Учить обмакивать пальцы в воду,
чтобы сгладить неровности вылепленного изображения, когда это
необходимо для передачи образа.
Аппликация. Закреплять умение детей
создавать изображения (разрезать
бумагу на короткие и длинные
полоски; вырезать круги из квадратов,
овалы
из
прямоугольников,
преобразовывать одни геометрические
фигуры в другие: квадрат — в двачетыре треугольника, прямоугольник
— в полоски, квадраты или маленькие
прямоугольники), создавать из этих
фигур изображения разных предметов
или декоративные композиции.
Учить вырезать одинаковые фигуры

22

или их детали из бумаги, сложенной
гармошкой,
а
симметричные
изображения — из бумаги, сложенной
пополам (стакан, ваза, цветок и др.). С
целью создания выразительного образа
учить приему обрывания.
Побуждать создавать предметные и развивать
способность
к
сюжетные композиции, дополнять их импровизациям в различных видах
деталями,
обогащающими искусства;
изображения.
Формировать аккуратное и бережное
отношение к материалам.
Прикладное
творчество.
Совершенствовать умение работать с
бумагой: сгибать лист вчетверо в
разных направлениях; работать по
готовой выкройке (шапочка, лодочка,
домик, кошелек).
Закреплять умение создавать из бумаги
объемные фигуры: делить квадратный
лист на несколько равных частей,
сглаживать сгибы, надрезать по сгибам
(домик, корзинка, кубик).
Закреплять умение детей делать
игрушки, сувениры из природного
материала (шишки, ветки, ягоды) и
других
материалов
(катушки,
проволока в цветной обмотке, пустые
коробки и др.), прочно соединяя части.
Формировать умение самостоятельно
создавать игрушки для сюжетноролевых игр, сувениры для родителей,
сотрудников детского сада, елочные
украшения.
Привлекать детей к изготовлению
пособий для занятий и самостоятельной
деятельности
(коробки,
счетный материал), ремонту книг,
настольно-печатных игр.
Закреплять умение детей экономно и
рационально расходовать материалы.
Учить выделять основные части и
характерные детали конструкций.

23

Поощрять
самостоятельность,
творчество, инициативу, дружелюбие.
Помогать анализировать сделанные
воспитателем поделки и постройки; на
основе
анализа
находить
конструктивные
решения
и
планировать создание собственной
постройки.
Продолжать развивать умение работать
коллективно, объединять свои поделки
в соответствии с общим замыслом,
договариваться, кто какую часть
работы будет выполнять.
Задачи ФГОС ДО в содержание психолого-педагогической работы с
детьми 6 -7 лет конкретизированы задачами обязательной части ОП ДО
и парциальной программы..
Задачи программы (обязательная часть)
Приобщение к искусству
Развивать эстетическое восприятие, чувство
ритма, художественный вкус, эстетическое
отношение к окружающему, к искусству и
художественной деятельности.

Формировать интерес к классическому и
народному искусству
Формировать
основы
художественной
культуры. Развивать интерес к искусству.
Закреплять знания об искусстве как виде
творческой деятельности людей.
Формировать умение выделять одинаковые
части конструкции и особенности деталей.
Развивать
умения
передавать
в
художественной
деятельности
образы
архитектурных
сооружений,
сказочных

Задачи
парциальной
программы
вырабатывать потребность в
постоянном
общении
с
произведениями искусства;
добиваться
взаимосвязи
эмоционального,
интеллектуального компонента
восприятия
детьми
произведений
искусства,
опираясь как на их чувственное
восприятие, так и на мышление.
содействовать
накоплению
детьми
опыта
восприятия
высокохудожественных
произведений искусства.

24

построек.
Развивать эстетические чувства, эмоции,
переживания;
умение
самостоятельно
создавать художественные образы в разных
видах деятельности.
Расширять представления о разнообразии
народного
искусства,
художественных
промыслов (различные виды материалов,
разные регионы страны и мира).
Воспитывать интерес к искусству родного
края; любовь и бережное отношение к
произведениям искусства.
Поощрять активное участие детей в
художественной
деятельности
по
собственному желанию и под руководством
взрослого.
Обогащать сенсорный опыт, включать в
процесс
ознакомления
с
предметами
движения рук по предмету.

- развивать способность к
импровизациям в различных
видах искусства;

добиваться
взаимосвязи
эмоционального,
интеллектуального компонента
восприятия
детьми
произведений
искусства,
опираясь как на их чувственное
восприятие, так и на мышление.
Продолжать
развивать
образное В
художественном
эстетическое
восприятие,
образные конструировании
–
представления, формировать эстетические экспериментировать
суждения;
материалами, придумывать и
создавать композицию.
учить аргументированно и развернуто
оценивать
изображения,
созданные
ребенком, и его сверстниками, обращая
внимание
на
обязательность
доброжелательного
и
уважительного
отношения к работам товарищей.
Формировать эстетическое отношение к
предметам и явлениям окружающего мира,
произведениям искусства, к художественнотворческой деятельности.

Создавать
художественные
образы
с
помощью
пластических средств,

Вовлекать детей в разные виды
художественно-эстетической
деятельности,
помогать
осваивать различные средства,
материалы, способы реализации
замыслов.
Воспитывать
самостоятельность;
учить Поддерживать
инициативу,
активно и творчески применять ранее стремление к импровизации при

25

усвоенные способы изображения в аппли- самостоятельном воплощении
кации, используя выразительные средства.
ребенком
художественных
замыслов
Совершенствовать
умение
изображать учить
добиваться
предметы, передавая их форму, величину, выразительной передачи образа
строение, пропорции, цвет, композицию.
через
форму,
строение,
пропорции,
детали,
звуки,
движения, жесты, мимику и др..
Продолжать
творчество.

развивать

коллективное Учить осваивать различные
художественные
техники,
использовать
разнообразные
материалы и средства.
Воспитывать
стремление
действовать
согласованно, договариваться о том, кто
какую часть работы будет выполнять, как
отдельные изображения будут объединяться
в общую картину.
Формировать умение замечать недостатки
своих работ и исправлять их; вносить
дополнения для достижения большей
выразительности создаваемого образа.
Развивать наблюдательность, способность
замечать
характерные
особенности
предметов и передавать их средствами
рисунка (форма, пропорции, расположение
на листе бумаги).
Совершенствовать технику изображения.
Расширять набор материалов, которые дети
могут использовать в работе. Предлагать
соединять в одной поделке разные
материалы для создания выразительного
образа.
Учить новым способам работы с уже
знакомыми материалами
Учить
видеть
красоту
созданного
изображения.
Развивать цветовое восприятие в целях
обогащения колористической гаммы работы.
Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их
реальным расположением

26

Формировать умение строить композицию;
передавать движения людей и животных,
растений.
Продолжать формировать умение передавать
как сюжеты народных сказок, так и
авторских произведений (стихотворений,
сказок, рассказов)
Проявлять самостоятельность в выборе
темы,
композиционного
и
цветового
решения.
Закреплять умение создавать композиции на
листах бумаги разной формы, силуэтах
предметов и игрушек.
Закреплять
умение
при
составлении
декоративной композиции на основе того
или иного вида народного искусства
использовать
характерные
для
него
элементы узора и цветовую гамму.
Продолжать учить передавать форму
основной части и других частей, их
пропорции, позу, характерные особенности
изображаемых объектов.
Продолжать формировать умение передавать
характерные
движения
человека
и
животных, создавать выразительные образы.
Развивать чувство композиции, умение
передавать пропорции предметов, их
соотношение по величине, выразительность
поз, движений, деталей.
Продолжать учить создавать предметные и
сюжетные изображения с натуры и по
представлению
Развивать чувство композиции (учить
красиво располагать фигуры на листе бумаги
формата, соответствующего пропорциям
изображаемых предметов).
Развивать умение составлять узоры и
декоративные
композиции
из
геометрических и растительных элементов
на листах бумаги разной формы;
Учить изображать птиц, животных по
замыслу детей и по мотивам народного
искусства.

27

Закреплять
приемы
вырезания
симметричных предметов из бумаги,
сложенной вдвое
Закреплять приемы вырезания нескольких
предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой.
При создании образов поощрять применение
разных приемов вырезания, обрывания
бумаги,
наклеивания
изображений
(намазывая их клеем полностью или
частично, создавая иллюзию передачи
объема);
Учить мозаичному способу изображения с
предварительным легким обозначением
карандашом формы частей и деталей
картинки.
Продолжать развивать чувство цвета,
колорита, композиции.
Поощрять проявления творчества.
Закреплять умение складывать бумагу
прямоугольной, квадратной, круглой формы
в разных направлениях
Использовать разную по фактуре бумагу.
Учить делать разметку с помощью шаблона.
Учить создавать игрушки-забавы (мишкафизкультурник, клюющий петушок и др.).
Формировать умение создавать предметы из
полосок цветной бумаги (коврик, дорожка,
закладка)
Учить подбирать цвета и их оттенки при
изготовлении игрушек, сувениров, деталей
костюмов и украшений к праздникам.
Формировать умение использовать образец.
Закреплять умение делать аппликацию,
используя кусочки ткани разнообразной
фактуры (шелк для бабочки, байка для
зайчика и т. д.)
Совершенствовать умение детей создавать
объемные игрушки в технике оригами.
Закреплять умение создавать фигуры людей,
животных, птиц из желудей, шишек,
косточек, травы, веток, корней и других
материалов, передавать выразительность

28

образа, создавать общие композиции
(«Лесная поляна», «Сказочные герои»).
Развивать фантазию, воображение.
Закреплять умение детей аккуратно и
экономно использовать материалы.
Закреплять навыки коллективной работы:
умение распределять обязанности, работать
в соответствии с общим замыслом, не мешая
друг другу.
Продолжать учить изготавливать работы,
объединенные общей темой (улица, машины,
дома).
2.3.2. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Художественно-эстетическое развитие
Обязательная часть
Основные
компоненты
Программы
Художественно- Изобразительная деятельность
эстетическое
направление
Комарова Т. С. Занятия по
изобразительной деятельности в
МЛАДШЕЙ,
СРЕДНЕЙ.
СТАРШЕЙ,
подготовительной
группе детского сада. Конспекты
занятий. - М.: Мозаика-Синтез,
2008. - 96 с, цв. вкл. - (Библиотека
"Программы
воспитания
и
обучения в детском саду"). - мягк.
обл. ISBN 978-5-86775-515-7

Часть,
формируемая
участниками образовательных
отношений
Аппликация. Художественное
конструирование.

Парциальная программа по
образовательной
области
художественно-эстетическое
развитие
«Галактика
творчества» (для детей 3-7
лет). Авторский коллектив:
Багапова Е.Н., Самохина Е.В.,
Сергеева Е.В., Силаева Л.И.
Издание. – Калуга: «Парус –
Пресс», 2015. Под редакцией
А.А. Авериной. Техническое и
Куцакова Л.В. Конструирование и художественное оформление:
Аверина,
А.А.
художественный труд в детском М.Н.
саду: Программы и конспекты Матевосова
занятий. 3 – е изд., перераб. и
дополн. – М.: ТЦ Сфера,2016. –
240с.(Образовательные
программы ДОО)
Парциальная программа «Галактика творчества» состоит из четырёх
подпрограмм:
«Планета наклейкиных» (3-4 года), «Планета вырезалкиных» (4 -5 лет),

29

«Планета самоделкиных» (5-6 лет), «Планета фантазий» (6-7 лет).
Работа с детьми рассчитана на учебный год, содержание предусмотрено в
соответствии с возрастом.
В парциальной программе для каждого возраста представлены по 32
сценария непосредственной образовательной деятельности с прилагаемыми к
ним фотографиями образцов работ, критерии мониторинга освоения
программы детьми, практический материал для педагогов и родителей.
Программа предназначена воспитателям и специалистам дошкольного
образовательного учреждения, будет полезна родителям для занятий с
ребёнком.
2.3.3.
Программно-методическое
обеспечение
образовательной
деятельности
к
парциальной
программе
«ГАЛАКТИКА
ТВОРЧЕСТВА» (Часть, формируемая участниками образовательных
отношений).
группы Парциальная
Методическое обеспечение
программа
1.Логика. Математика. Конструирование и изо.
Общеоб Парциальная
развива программа по (Сборник практических материалов для ДОУ к
ющие
образовательн программе «Развитие» М.; АРКТИ, 2007.
группы ой
области 2.Акулова О.В. Гогоберидзе А.Г, Гризик Т.И.
для
художественно «Совместная деятельность взрослых и детей:
основные формы». М., «Просвещение» 2012
детей 3- -эстетическое
3.Аппликация из гофрированной бумаги Дубровская
7 лет
развитие
Н.В. – СПб.: ООО «Издательство «Детство - Пресс»,
Компен «Галактика
2009.- 64 с.
творчества».
сирующие (для детей 3-7 4.Игрушки из бумаги и картона Докучаева Н.- СПб.:
Кристалл; Валери СПб. 2012 – 224с., ил.
группы лет).
Авторский
5.Коллекция увлечений: пособие для работниов
для
дошкольных образовательных учреждений / автор –
детей с коллектив:
ОНР 5-7 Багапова Е.Н., сост. Рыжова Н.А. – М.:Линка – Пресс, 2005. – 80 с.:
Самохина Е.В., ил.
лет
Сергеева Е.В., 6.От точки до пейзажа: методическое издание/
Силаева Л.И.
Ходакова Н.П., Бревнова Ю. – М.: Обруч, 2012. –
Издание.
– 112с.
Калуга: «Парус 7.Солёное тесто: идеи для интерьера : панно,
– Пресс», 2015. фоторамки, миниатюры / Скребцова Т. О.,
Под редакцией Данильченко Л.А. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс,
А.А. Авериной. 2007. – 235, [1] с.: ил., [12]л.ил. – (Город мастеров)
Техническое и 8.Творим, изменяем, преобразуем: занятия с
художественно дошкольниками. – М.:ТЦ Сфера, 2002. – 128с.
е оформление: 9.Творим и мастерим Куцакова Л.В.- М.:
М.Н. Аверина, Издательский дом «Воспитание дошкольника». –
А.А.
2004. – 112с.;ил.

30

Матевосова

10. Творим и мастерим. Ручной труд в детском
саду и дома. Пособие для педагогов и родителей.
Для занятий с детьми 4 – 7 лет Куцакова Л.В. – М.:
Мозаика – Синтез, 2007. – 112 с.
11. Фантазии круглый год :[ пособие для пед.
коллективов детских садов, студентов, родителей] /
Конощук С.И. – М.: Обруч, СПб.: Образовательные
проекты, 2011. – 208 с.
12. Фантазии из природного материала Немешаева
Е. А. – М.: Айрис – пресс, 2010. – 112с. – (
Внимание- дети!)
13. Художественно – трудовая деятельность
Гальцова Е. А. – Волгоград: Учитель, 2011. – 183с.

2.3.4.
ЦИКЛОГРАММА
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБДОУ
№ 92 «ПАРУС», РЕАЛИЗУЕМАЯ В ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
«ГАЛАКТИКА ТВОРЧЕСТВА».
Месяц
Недели
Тема недели
Сентябрь 1 неделя Здравствуй детский сад. День знаний
2 неделя Дары осени

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

Ребёнок и дорога
Я вырасту здоровым
Народные промыслы
Перелётные птицы.
Золотая осень
Наш детский сад
Наша Родина – Россия. День народного единства
Профессии
Домашние животные
Моя семья. День матери
Зиму встречаем. Как люди и животные к зиме готовятся
Ждём гостей. Правила этикета
Наступает новый год
Наступает новый год

2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя

Традиции русского народа. Рождество.
Зимние забавы
Воспитание сказкой
Дикие животные
Мой город

Январь

Февраль

31

3 неделя

Март

Апрель

4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя

Май

Июнь

Июль

Август

3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя

День защитника Отечества
Неделя здоровья
Традиции русского народа. Масленица.
Международный женский день
Транспорт
Весна пришла – тепло принесла. День птиц.
Все мы артисты – вот нас сколько. Международный день
театра
Книжкина неделя
Калуга и космос
12 апреля – день космонавтики
Волшебница - вода
День Земли
Великий день Победы.
Международный день семьи
Азбука безопасности.
Пусть всегда будет солнце
Азбука безопасности. День России
Там на неведомых дорожках
Незнайка и его друзья на олимпиаде (неделя здоровья)
День семьи любви и верности
Собираемся в поход
В лес за чудесами
Детский экологический театр
Воздушные путешествия
Песочные фантазии
«Научился сам- научи другого» (природа и фантазия) (
поделки)
Чудеса на грядках

2.4. Взаимодействие взрослых с детьми
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором
развития ребенка и пронизывает все направления образовательной
деятельности.
С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок
учится познавать окружающий мир, играть, рисовать, конструировать,
творить, общаться с окружающими. Процесс приобщения к культурным
образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познания мира, речи,
коммуникаций, и прочим), приобретения культурных умений при
взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в

32

предметной среде важны в реализации парциальной программы «Галактика
творчества»
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте
возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в
роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию
ребенка. Основной функциональной характеристикой партнерских
отношений является равноправное относительно ребенка включение
взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации
поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный
партнер.
Для
личностно-ориентированного
взаимодействия
характерно
принятие ребенка таким, какой он есть и вера в его способности. Взрослый
не подгоняет ребенка под какой-то определенный «стандарт», а учитывает
индивидуальные особенности малыша, его характер, привычки, интересы,
предпочтения. Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает
поддержку при затруднениях, участвует в его творческих делах, а ребёнок
приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок.
Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не
навязывают ему своего решения, а помогают сделать это самому.
2.5. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
Тесное сотрудничество с семьей делает успешной работу
Организации. Обмен информацией о ребенке является основой для
воспитательного партнерства между родителями и воспитателями, т. е. для
открытого, доверительного и интенсивного сотрудничества обеих сторон в
общем деле образования и воспитания детей.
Разнообразные возможности для привлечения родителей (законных
представителей) предоставляет парциальная программа «Галактика
творчества».
Программа предоставлена родителям на сайте ДОУ.
Передача информации реализуется при непосредственном контакте
педагога с родителем или использовании дополнительных средств
коммуникации (телефон, Интернет и др.).
Формы информационного взаимодействия ДОУ с родителями по
основным линиям развития ребенка.
Художественно - эстетическое развитие
1. Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ по
рисованию и лепке с последующим индивидуальным комментированием
результатов детской деятельности.
2. Демонстрация
фотоматериалов
с
изображением
результатов
конструирования детей из различных материалов с последующим
индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.
3. Организация поквартальных выставок детских работ по свободной
(самостоятельной) деятельности.

33

4. Организация Интернет - выставок с детскими работами.
Знаковыми видами коммуникаций, относящимися к коллективу родителей
в целом, являются:
• единый и групповой стенды;
• самиздатовская печатная продукция (газета «Познавашка»;
• папки, листовки, памятки, буклеты, бюллетени;
• стеллажи для демонстрации детских поделок и небольших конструкций;
Аудиовизуальные способы передачи информации могут быть
представлены в следующих формах;
• просмотр видео-материалов связанных с художественно-эстетическим
развитием детей;
• видеофильмы с записью занятий, праздников и других воспитательно образовательных мероприятий;
В устной словесной форме передача информации коллективу родителей в
целом осуществляется:
• на родительских собраниях, встречах, «круглых столах» и пр.;
• при проведении открытых занятий и совместных праздников;
В устной словесной форме индивидуальное взаимодействие с родителями
каждого ребенка осуществляется:
• при ежедневных непосредственных контактах педагогов с родителями;
• при проведении неформальных бесед о детях или запланированных
встреч с родителями;
• при общении по телефону;
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Описание материально-технического обеспечения парциальной
программы.
Для качественного образовательного процесса необходимо обеспечить
психолого-педагогические условия, включающие:
 уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников,
формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях;
 использование в образовательном процессе форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(«зона ближайшего развития»);
 построение образовательного процесса на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
 поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
 поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических
для них видах деятельности;

34

 познавательно-исследовательская
(исследования
объектов
окружающего мира, материалов для творчества и экспериментирования с
ними; восприятие декоративно-прикладного и народного искусства);
 конструирование из разного материала, включая конструкторы,
модули, бумагу, природный и иной материал;
 изобразительная (аппликации);
 Сбалансированность репродуктивной и продуктивной деятельности,
детской исследовательской и творческой деятельности; совместных и
самостоятельных, подвижных и статичных форм активности.
 возможность выбора детьми материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения.
 поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Особое место в оценке качества реализации парциальной программы
занимает изучение взаимодействия педагога с детьми, что требует от
педагога наличия необходимых компетенций, позволяющих ему:
обеспечивать эмоциональное благополучие детей в группе;
поддерживать индивидуальность и инициативу воспитанников;
обеспечивать условия для позитивного и продуктивного взаимодействия
детей в группе;
реализовывать развивающее образование;
эффективно
взаимодействовать
с
родителями
(законными
представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного
вовлечения их в образовательную деятельность.
Для
оценки
психолого-педагогических
условий
необходимо
осуществлять (на основе разработанной системы критериев и показателей
наблюдения) мониторинг взаимодействия педагога с детьми в
образовательном процессе и создания им необходимой образовательной
среды.
Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития
ребенка дошкольного возраста.
Профессиональное развитие педагогов, работающих по парциальной
программе, направленное на развитие профессиональных компетентностей.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда МБДОУ (далее –
РППС) по художественно-эстетическому развитию должна соответствовать
требованиям Стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям (см.
раздел 3.7. Перечень нормативно-методических документов).
Предметно-пространственная среда обеспечивать условия для
художественно-эстетического развития детей. Помещения оформлены с
художественным вкусом; выделены помещения или центры в группах,

35

оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной,
художественно-конструктивной деятельности.
Содержание РППР организации представлено в «Паспортах групповых
помещений, методического кабинета»
3.3. Кадровые условия реализации парциальной программы
Реализация парциальной программы осуществляется:
1) педагогическими работниками (воспитателями) в течение всего
времени пребывания воспитанников в ДОУ.
2)
Организация
осуществляет
организационно-методическое
сопровождение процесса реализации парциальной программы. В
методической службе задействованы заместитель заведующего по
воспитательной работе и старший воспитатель.
3.4. Материально-техническое обеспечение парциальной программы.
Групповые ячейки Материалы для детского творчества в «Мастерской»,
музыкальные уголки, выставки детских работ «Наше творчество».
Кабинет допобразования 3 магнитные доски. 15 мольбертов, материалы для
детского творчеств, уголок русской избы с экспонатами для ознакомления с
народным бытом, серии репродукций картин художников по жанрам
живописи, объекты для рассматривания и составления композиций для
рисования.
Рекреации ДОУ стенды «Художественно-эстетическое развитие»..
3.6. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
Планирование деятельности педагогов направлено, на создание условий
реализации образовательной деятельности, формирование развивающей
предметно-пространственной среды, информационно-дидактической
поддержки образовательного процесса.
Гибких учебный план Организации представлен в рабочих программах
по
четырём
возрастам
(для
младших,
средних,
старших,
подготовительных к школе групп), в учебном графике, составленном на
основе СанПин в вариативных образовательных программах, в том
числе, в парциальной программе «Галактика творчества».
3.6.1. Перспектива образовательной деятельности.
В плане отражено количество и время образовательной деятельности к
парциальной программе.
Направления
работы
Группы
Художественное

Количество НОД в неделю
Младшая Средняя Старшая Подготовительная
1
в 1
в 1
в 1 в неделю

36

конструирование
Итого в год
Время в неделю.
Время в год

неделю
32
15 мин
8 часов

неделю
32
20 мин
10.6 ч.

неделю
32
25 мин
13ч.20м.

32
30 мин
16 часов

3.6.3.
Парциальная
программа
по
образовательной
области
художественно-эстетическое развитие «Галактика творчества». (для детей 3-7
лет) Подпрограмма «Планета наклейкиных». для детей 3-4 лет. Автор:
Силаева Л.И. Издание. – Калуга: «Парус – Пресс», 2015. Под редакцией А.А.
Авериной.
3.6.4.
Парциальная
программа
по
образовательной
области
художественно-эстетическое развитие «Галактика творчества». (для детей 3-7
лет) Подпрограмма «Планета вырезалкиных». для детей 4 - 5 лет. Автор:
Сергеева Е.В. Издание. – Калуга: «Парус – Пресс», 2015. Под редакцией
А.А. Авериной.
3.6.5 Парциальная программа по образовательной области художественноэстетическое развитие «Галактика творчества». (для детей 3-7 лет)
Подпрограмма «Планета самоделкиных». для детей 5-6 лет. Автор: Багапова
Е.Н. Издание. – Калуга: «Парус – Пресс», 2015. Под редакцией А.А.
Авериной.
3.6.6.
Парциальная
программа
по
образовательной
области
художественно-эстетическое развитие «Галактика творчества». (для детей 3-7
лет) Подпрограмма «Планета фантазий» для детей 6 - 7 лет. Автор: Самохина
Е.В. Издание. – Калуга: «Парус – Пресс», 2015. Под редакцией А.А.
Авериной
3.7. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания
парциальной программы и обеспечивающих ее реализацию ресурсов
Организационные условия будут включать:
предоставление доступа к открытому тексту парциальной программы в
электронном и бумажном виде;
предоставление возможности экспертизы, рецензии и комментариев ее
положений – предоставление возможности обсуждения парциальной
программы на педагогических и методических мероприятиях ДОУ;
Внесение корректив в парциальную программу, разработка рекомендаций по
особенностям ее реализации и т. д.
создание веб-страницы парциальной программы с аннотациями и
презентацией для родителей и педагогов
Совершенствование материально-технических условий, в том числе,
необходимых для создания развивающей предметно-пространственной
среды, планируется осуществлять в процессе реализации Программы.

37

3.8. Перечень нормативных и нормативно-методических документов
1 .Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об
образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] //
Официальный интернет-портал правовой информации: [сайт]. [2014].
2. ФГОС дошкольного образования – Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября
2013 года № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года
№ 30384) с дополнениями от 25 декабря 2023 года..


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».