Положение об изучении потребностей и запросов родителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№92 «Парус» города Калуги

ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета №1
Протокол №2 от «20» октября 2022 года

Утверждено приказом МБДОУ № 92
«Парус» г. Калуги № 153/2-ОД от 17.10.2022

Согласовано с советом родителей
Протокол №2 от 20.10.2022

ПОЛОЖЕНИЕ
об изучении образовательных потребностей и запросов
воспитанников и их родителей (законных представителей)

1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Настоящее Положение об изучении образовательных потребностей и
запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) (далее- Положение)
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №92 «Парус» г.
Калуги (далее – ДОУ) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г., Приказом Министерства
Образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. №
1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования" (далее – Стандарт), уставом ДОУ.
1.2. Положение определяет цели, задачи и механизм изучения образовательных
потребностей и запросов (обучающихся) воспитанников ДОУ и их родителей (законных
представителей) для реализации на этой основе федерального государственного
образовательного стандарта.
1.3. Под образовательными потребностями и запросами воспитанников и родителей
(законных представителей) следует понимать ожидания, связанные с образовательной
деятельностью детей адресованному конкретному субъекту. Под субъектом можно
рассматривать как отдельного человека (педагога), так и все образовательное учреждение).
1.4. Образовательные потребности и запросы воспитанников и родителей
удовлетворяются через выбор ими различных направлений, образовательных областей,
парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
1.5. Образовательные потребности могут быть ориентированы на:
 специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность;
 выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с
детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам
детей, а также возможностям педагогического коллектива;
 сложившиеся традиции ДОУ или группы.
1.6. Изучение образовательных запросов воспитанников и их родителей
(законных представителей):
 дает возможность выстраивать индивидуальный образовательный маршрут
ребенка и программу деятельности отдельного педагога или ДОУ в целом;
 способствует установлению обратной связи со всеми субъектами образовательного
процесса;
 позволяет скорректировать педагогические цели и способы их достижения;
 помогает повысить удовлетворенность родителей качеством образования, а также
характером взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса;

 дает возможность ДОУ учитывать семью как ресурс для совместного развития.
 дает возможность обеспечить государственные гарантии доступности и равных
возможностей получения полноценного образования для всех граждан;
 способствует достижению нового, современного качества дошкольного
образования;
 позволяет обеспечить развитие дошкольного образования как открытой
государственной
общественной
системы
на
основе
распределения
ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли
всех участников образовательного процесса – воспитанника, педагога, родителя
(законного представителя) воспитанников.
1.7. Основными пользователями результатов изучения образовательных потребностей
и запросов воспитанников и их родителей (законных представителей) являются:
 педагогические работники;
 воспитанники и их родители (законные представители);
 совет учреждения;
 педагогический совет

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЗАПРОСОВ ВОСПИТАННИКОВ И ИХ
РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)

2.1. Целями изучения образовательных потребностей и запросов воспитанников и
родителей (законных представителей) являются:
 получение объективной информации о состоянии образовательных потребностей и
запросов, воспитанников и их родителей (законных представителей), тенденциях
его изменений и их причинах;
 обоснованное формирование части, формируемой участниками образовательных
отношений;
 принятие своевременных управленческих решений администрацией ДОУ;
 повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при
принятии решений, связанных с образованием в ДОУ.
2.2. Задачами изучения образовательных потребностей и запросов воспитанников и их
родителей (законных представителей) являются:
 определение критериев изучения образовательных потребностей и запросов
воспитанников и их родителей (законных представителей);
 разработка методик изучения образовательных потребностей и запросов
воспитанников и их родителей (законных представителей), соответствующих
каждому дошкольному возрасту;
 изучение образовательных потребностей воспитанников и их родите- лей
(законных представителей) на предстоящий учебный год;





анализ результатов изучения образовательных потребностей и запросов
воспитанников и их родителей (законных представителей);
определение возможностей ДОУ в реализации потребностей воспитанников и их
родителей (законных представителей);
выявление степени удовлетворенности родителей (законных представителей)
деятельностью ДОУ.

3. МЕХАНИЗМ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ И
ЗАПРОСОВ ВОСПИТАННИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ)






3.1. При разработке механизма изучения образовательных потребностей и запросов
воспитанников и их родителей педагогический коллектив исходит из того, что:
3.1.1. Процессы согласования потребностей и запросов воспитанников и их родителей
с возможностями ДОУ в их реализации на уровне дошкольного образования. В
качестве субъекта образовательных потребностей семьи выступают только родители
(законные представители) воспитанников.
3.2. Основой и результатом действия механизма изучения образовательных
потребностей и запросов воспитанников и их родителей является:
определение спектра услуг и возможностей в рамках образовательной системы ДОУ;
выявление личностных запросов каждого воспитанника и его родителя (законного
представителя) в каждой группе;
учет сформированных потребностей и запросов воспитанников и их родителей
(законных представителей) к содержанию и качеству образования при реализации
федерального государственного образовательного стандарта;
приведение образовательной системы ДОУ в соответствие личностным запросам
посредством преобразования учебных планов, реализации соответствующих
парциальных программ.
3.3. Механизм изучения образовательных потребностей и запросов воспитанников и
их родителей (законных представителей) и включает в себя:
3.3.1.Мониторинг образовательных потребностей и запросов воспитанников и их
родителей (законных представителей) с использование анкетирования и устных
форм общения;
3.3.2. Анализ и оценку основных результатов мониторинга образовательных
потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных
представителей);
3.3.3. Собственный «ценностный аудит» на основе выявленных потребностей и
запросов;

3.3.4. Выработку предложений по использованию результатов мониторинга при
подготовке
рекомендаций
для
согласования
деятельности
участников
образовательного процесса.
3.4. Деятельность педагогического коллектива ДОУ в рамках изучения
образовательных потребностей и запросов воспитанников и их родителей (законных
представителей) и согласования последующих действий по организации
функционирования образовательной системы ДОУ с учетом этих потребностей и
запросов осуществляется поэтапно в течение календарного года по алгоритму
(Приложение 1).

Приложение 1
Алгоритм изучения образовательных потребностей
воспитанников и их родителей (законных представителей)
Содержание деятельности

Участники
образовательных
отношений

Форма изучения

Ответственный

I.
Прогностический этап
1. Выявление образовательных
потребностей
и
запросов
воспитанников и их родителей
(законных представителей)
Наблюдение
за интересами детей, Заместитель
Анкетирование
заведующего по
родителей
ВР



потребности воспитанников и
родителей в выборе
образовательных областей



выбор парциальных программ,
педагоги
Беседы с педагогами
отражающие аспекты
образовательных областей
распределение часов компонента
Собеседование с
образовательного учреждения и
педагоги
педагогами
части формируемой участниками
образовательных отношений
удовлетворенность родителей
Родители (законные Анкетирование
(законных представителей)
представители)
родителей
образовательным процессом





Воспитанники,
родители (законные
представители)



развитие
творческих
способностей и интересов через
участие
в
конкурсах,
олимпиадах,
научно
исследовательской
деятельности,
выставках,
смотрах,
физкультурноспортивных мероприятиях
2.Формирование образовательных
услуг:

2.1. Разработка учебного плана
II. Организационный этап
1. Информирование родителей
(законных представителей) о
возможностях ДОУ
2. Утверждение образовательной
программы
3. Утверждение учебного плана
4. Утверждение рабочих программ
III. Практический этап
1. Реализация образовательной
программы

2. Реализация рабочих программ

Педагоги,
воспитанники

Педагоги, родители
(законные
представители)

Заместитель
заведующего
по ВР
Заместитель
заведующего
по ВР

Анкетирование
родителей, составление Заместитель
заведующего
рейтинга участия
по ВР

Беседа, анкетирование

Заместитель
заведующего по
ВР

Июнь-август
Родители (законные
представители)
педагоги
педагоги
педагоги

Сайт ДОУ,
Родительские
собрания
Педагогический совет
Педагогический совет
Педагогический совет

Заместитель
заведующего по
ВР, педагоги
Заведующий
Заведующий
Заведующий

Сентябрь-май
Воспитанники,
родители (законные
представители),
педагоги

Наблюдение,
Заместитель
просмотры, совещания,
заведующего по
анкетирование
ВР

педагоги

Педагогические советы,
Заместитель
методические
заведующего по
объединения
ВР

3. Анализ эффективности и
Воспитанники,
Педагогические соверезультативности используемых про- родители (законные ты, совещания при
грамм.
представители),
руководителе
педагоги

Заведующий,
заместитель
заведующего по
ВР

Приложение 2
Анкета для родителей
Цель: получить от родителей будущих воспитанников информацию об интересах и
увлечениях детей, необходимую для проектирования системы дополнительного образования
Вашего ребенка в ДОУ.
Ход проведения. На организуемом в ДОУ родителей будущих воспитанников
администрация учебного заведения предлагает ответить на вопросы анкеты:
Анкета
Уважаемый родитель! Жизнь в детском саду – это не только занятия, но и интересные,
увлекательные занятия в кружках, клубах, секциях, студиях. Чтобы Ваш ребенок успешно
адаптировался к жизни в учреждении, быстро нашел занятие по душе, просим Вас ответить на
следующие вопросы:
1. Что интересует Вашего ребенка больше всего?
_____________________________________________________________________________________
2.

Чем больше всего любит заниматься Ваш ребенок в свободное время?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

3. Посещает ли он кружок, секцию, студию? Подчеркните один из предлагаемых ответов:
да;
нет.
Если вы выбрали ответ «да», то напишите название кружка, секции, студии и наименование
учреждения, где проходят занятия
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
4.

Какое занятие доставляет ему наибольшую радость?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

5.

Что может его огорчить?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

6.

Назовите любимую игру Вашего ребенка?
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Чем увлекаются члены Вашей семьи?
________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Какое направление дополнительного образования Вы хотите для своего ребенка?

7.
8.
-

Подчеркните не более двух из перечисленных:

художественно-эстетическое;
научно-познавательное;
физкультурно-спортивное;
научно-техническое (техническое творчество);
военно-патриотическое;
эколого-биологическое.
Обработка полученных данных. При обработке анкет необходимо выяснить, сколько воспитанников
занимаются в кружках, секциях, студиях; какие учреждения они посещают; какие направления
деятельности, по предположению родителей, могут вызвать у детей наибольший интерес.

Приложение 3

Анкета для родителей (законных представителей)
(анкета используется в целях обследования мнения родителей (законных представителей) о
качестве образовательной деятельности ДОУ)
Просим внимательно отнестись к анкетированию и внимательно ответить на вопросы.
Анкета является анонимной. Указывать свое имя, Ваши личные данные не требуется.
Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе.
1 Открытость и доступность информации, размещенной на официальном сайте.
Полнота и актуальность информации об организации и ее деятельности.
Выберите один из вариантов ответа:
o неудовлетворительно, не устраивает (информация отсутствует);
o плохо, не соответствует минимальным требованиям (информация представлена не
полностью, не структурирована, не актуальна);
o удовлетворительно, но со значительными недостатками (информация представлена
полностью, плохо структурирована, не актуальна);
o в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (информация представлена полностью, хорошо структурирована, частично не актуальна);
o отлично, полностью удовлетворен(а) (информация размещена полностью, хорошо
структурирована, актуальна);
Наличие сведений о педагогических работниках организации.
Выберите один из вариантов ответа:
o неудовлетворительно, не устраивает (информация отсутствует);
o плохо, не соответствует минимальным требованиям (информация представлена не
полностью);
o удовлетворительно, но со значительными недостатками (информация представлена
полностью, но со значительными недостатками);
o в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (информация
представлена полностью, за исключением незначительных недостатков);
o отлично, полностью удовлетворен(а) (информация размещена полностью,
размещена актуальная информация);
Доступность взаимодействия родителей (законных представителей) с руководством,
педагогами ДОУ по телефону, по электронной почте, в том числе наличие
возможности внесения предложений, направленных на улучшение работы
организации.
Выберите один из вариантов ответа:
o неудовлетворительно, не устраивает (взаимодействие с участниками
образовательного процесса не обеспечено);
o в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (взаимодействие
между участниками образовательных отношений возможно по телефону, налажено
взаимодействие по электронной почте);
отлично, полностью удовлетворен(а) (обеспеченно взаимодействие между
участниками образовательных отношений по телефону, налажено взаимодействие
по электронной почте, обеспечена возможность проведения опросов
(анкетирования) с целью изучения мнений и получения предложений по разным
направлениям деятельности образовательной организации).
2. Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Материально-техническое и информационное обеспечение организации.
Выберите один из вариантов ответа:
o неудовлетворительно, не устраивает
o удовлетворительно, но со значительными недостатками

отлично, полностью удовлетворен(а)
Наличие необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации
питания воспитанников.
Оцените условия для охраны и укрепления здоровья:
Выберите один из вариантов ответа:
o неудовлетворительно, не устраивает (необходимые условия не созданы (отсутствует спортивный зал и спортивные площадки);

o

o удовлетворительно, но со значительными недостатками (организация имеет только
физкультурный зал);
o отлично, полностью удовлетворен(а) (организация оборудована всеми
необходимыми спортивными сооружениями (спортзал, стадион и пр.);
Условия по организации питания воспитанников:
Выберите один из вариантов ответа:
o неудовлетворительно, не устраивает (необходимые условия не созданы )
o отлично, полностью удовлетворен(а)
Наличие дополнительных образовательных программ.
Выберите один из вариантов ответа:
o неудовлетворительно, не устраивает (дополнительные образовательные программы
отсутствуют);
o плохо, не соответствует минимальным требованиям (реализуется всего 1 дополнительная образовательная программа);
o удовлетворительно, но со значительными недостатками (реализуется 2 дополнительных образовательных программа);
o в целом хорошо, за исключением незначительных недостатков (реализуются 3
дополнительные образовательные программы);
o отлично, полностью удовлетворен(а) (реализуются более 3 дополнительных
образовательных программ).
Наличие возможности развития творческих способностей и интересов
воспитанников, включая их участие в выставках, смотрах, спортивных
мероприятиях, и других массовых мероприятиях.
Выберите один из вариантов ответа:
o неудовлетворительно, не устраивает;(условия для развития творческих способностей не
предоставлены);
o плохо, не соответствует минимальным требованиям;
o удовлетворительно (предоставлены условия для участия воспитанников только в
спортивных и творческих мероприятиях, только на муниципальном уровне)
o отлично, полностью удовлетворен(а) (предоставлены все условия для участия
воспитанников в мероприятиях разной направленности на муниципальном,
региональном и всероссийском уровнях).
Наличие возможности оказания психолого-педагогической помощи:
Выберите один из вариантов ответа:
o неудовлетворительно, не устраивает (Отсутствуют условия для оказания
психолого - педагогической помощи);
o удовлетворительно, но со значительными недостатками
o отлично, полностью удовлетворен(а) (имеется возможность качественно оказывать

психолого- педагогическую помощь).
3. Доброжелательность, вежливость, компетентность работников.
Доброжелательность и вежливость работников.
Выберите один из вариантов ответа:
o неудовлетворительно, не устраивает;
o удовлетворительно;
o в целом хорошо, но есть недостатки;
o полностью устраивает.
Компетентность работников.
Выберите один из вариантов ответа:
o неудовлетворительно, не устраивает;
o удовлетворительно;
o в целом хорошо, но есть недостатки;
o полностью устраивает.
4. Общее удовлетворение качеством образовательной деятельности организации.
Удовлетворение материально-техническим обеспечением организации.
Выберите один из вариантов ответа:
o неудовлетворительно, не устраивает;
o удовлетворительно;
o в целом хорошо, но есть недостатки
o полностью устраивает
Удовлетворение качеством предоставляемых образовательных услуг.
Выберите один из вариантов ответа:
o неудовлетворительно, не устраивает;
o удовлетворительно;
o в целом хорошо, но есть недостатки;
o полностью устраивает.
Готовность рекомендовать организацию родственникам и знакомым.
Выберите один из вариантов ответа:
o неудовлетворительно, не устраивает;
o удовлетворительно;
o в целом хорошо, но есть недостатки;
o полностью устраивает

Приложение 4

Уважаемые родители!
Администрация детского сада просит Вас заполнить анкету, ответить на вопросы,
которые позволят адаптировать работу учреждения к потребностям ребёнка и
изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах
сотрудничества с детским садом.
Анкета родителей
«Изучение потребностей и интересов родителей в вопросах сотрудничества
детского сада и семьи»
1. Что является для Вас главным в воспитании ребенка?
- Здоровье и физическое развитие
- развитие нравственных качеств
- развитие умственных способностей
- развитие художественных способностей
- раннее обучение ребенка чтению, письму
- другое (что именно)
2. Интересуетесь ли Вы вопросами воспитания и развития детей, если да, то через
какие источники информации?
- у воспитателя
- у знакомых
- через специальную литературу
- в интернете
3. Какой вид помощи Вы хотели бы получить от педагогов и специалистов детского
сада?
- Информационную помощь
- диагностическую
- консультативную
- другую помощь (какую именно)
4. В каких формах Вы хотели бы получать помощь от педагогов и специалистов
детского сада?
- родительские собрания
- групповые дискуссии
- тематические консультации
- семинары-практикумы
- индивидуальные беседы и консультации
- информационные листки, газеты, буклеты, книги, сайт ДОУ
- тематические выставки, папки
- дни открытых дверей, родительские клубы, гостиные
- посещение педагогами семьи
- другое (что именно)
5. Какую информацию Вы хотели бы получать от воспитателей?
- о целях и задачах дошкольного образования
- о воспитательно-образовательных программах
- о режиме работы детского сада, проводимых мероприятиях
- о дополнительных услугах

- об одежде ребенка
- о питании детей
- о гигиенических процедурах
- о психофизиологических особенностях ребенка
- об успехах ребенка
- об общении с ребёнком
- другое (что именно)
6. Обращаете ли вы внимание на информационные стенды, висящие в группе?
- всегда
- иногда
- не вижу смысла на них смотреть
7. Ваш ребенок пользуется дополнительными услугами в ДОУ (какими):
- «Акварелька»
- «Крепыш»
- «Речевичок»
- «Играю и считаю»
- «АБВГДЕЙКа»
- «Основы баскетбола»
- «Музыкальные колокольчики»
- «Кроха»
8.Считаете ли Вы. Что у вашего ребёнка есть особые способности, таланты?
- затрудняюсь ответить
- нет
- да (какие)
9. Какое направление дошкольного образования Вы бы предпочли для своего
ребёнка? (не более 3-х пунктов)
- физическое развитие
- спортивная подготовка
- художественно-эстетическое направление
- интеллектуальное развитие
- эмоциональное развитие
- музыкальное развитие
- обучение иностранным языкам
- шахматы
- другое
10 .Ваши пожелания и предложения.
Большое спасибо за помощь!

Приложение 5

Анкета удовлетворенности деятельностью ДОУ для родителей
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы. Ваши ответы помогут нам определить уровень
удовлетворенности

работой

педагогического

коллектива

и

образовательного

учреждения.
1. Продолжительность посещения ребенком данного учреждения
2. С удовольствием ли Ваш ребенок идет в детский сад? (да - нет)
3. Критерии привлекательности нашего детского сада (отметьте галочкой)
Детский сад находится недалеко от дома
Высокий профессиональный уровень его сотрудников
Хорошие отношения между детьми
Хорошие отношения ребёнка с педагогами
Хорошая организация режима
Работа по укреплению здоровья и физическому развитию ребенка
Работа по коррекции недостатков в развитии детей
Подготовка к школе
Направленность на развитие творческих способностей детей
4. Удовлетворены ли Вы санитарными условиями содержания и питания вашего
ребенка в детском саду? (отметьте галочкой)
удовлетворен (а)
затрудняюсь ответить
не удовлетворен (а)
5. Удовлетворены ли Вы качеством образования вашего ребенка? (отметьте
галочкой)
да, полностью
частично
не доволен
7. Соответствуют ли педагоги данного учреждения Вашему представлению о
профессионально компетентных педагогах? (отметьте галочкой)
да, полностью
частично
нет

8. Свободно ли Вы обращаетесь за советом к воспитателям, специалистам ДОУ?
(отметьте галочкой)
да
нет
другое
9. Какую информацию Вы узнаете от педагогов (отметьте галочкой):
об образовательном процессе
о режиме работы
о питании
об оздоровлении и физическом развитии ребенка
о подготовке ребенка к школе (для подготовительных групп)
ежедневных достижениях ребенка
негативную информацию о ребенке
совсем не получаю информацию
10. Отметьте, пожалуйста, в какой форме Вы получаете информацию об
образовательных услугах в детском саду (отметьте галочкой):
в беседе с воспитателем
в беседе со специалистом (музыкальный руководитель, руководитель физического
воспитания, учитель-логопед);
с информационного стенда
на сайте ДОУ
в ходе родительского собрания
другое (укажите форму)
не получаю никакой информации
11. Укажите наиболее эффективные формы работы с родителями (отметьте
галочкой):
родительские собрания
индивидуальные консультации
совместные праздники, развлечения, мастер-классы
другие (какие?)
Благодарим Вас за работу!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».